Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Путин: великодержавная политика или политика «добрососедства»?

25 января, 2001 - 00:00

Заметные изменения, произошедшие в течение последних нескольких месяцев в отношениях России с бывшими государствами Советского Союза заставили дипломатов, аналитиков и прежде всего соседей России задуматься над тем, насколько далеко заходят все более уверенные внешнеполитические планы Путина.

В текущем месяце российские компании временно прекратили поставки газа в Украину и Грузию с целью заставить эти страны расплатиться по своим долгам, что свидетельствует об ужесточении российского подхода к решению этой хронической проблемы. А на прошлой неделе Россия и Украина подписали соглашение о сотрудничестве в сфере обороны, в соответствии с которым уровень военной интеграции двух государств резко возрастет, что поставит под вопрос прежде тесное сотрудничество Украины с НАТО.

Еще в прошлом году Россия отказалась от своих планов вывести войска из Молдовы и Грузии, ввела визовый режим с Грузией и ускорила процесс объединения с Белорусией. Кроме того был создан оборонный союз — т.н. «евразийский НАТО» — с несколькими среднеазиатскими государствами, а Каспийское море и его нефтяные ресурсы были объявлены сферой «стратегических интересов».

С точки зрения некоторых аналитиков — в том числе бывших высокопоставленных российских дипломатов — это равносильно заявлению о претензиях на новую сферу влияния, в стиле великодержавной политики 19 века. Другие считают, что Москва лишь проводит современную версию вашингтонской политики «Доброго соседа», которая способствовала американской корпоративной экспансии в Латинскую Америку в 30 х гг.

Путин был характерно туманен относительно намерений России в своем внешнеполитическом заявлении, сделанном перед самым Новым Годом. Он сказал: «Мы должны избавиться от имперских амбиций с одной стороны, но с другой стороны ясно понимать, в чем состоят наши национальные интересы, заявлять о них и их отстаивать».

Стивен Сестанович, спецпредставитель Госдепартамента США в Новых независимых государствах, сказал: «Мне кажется, что американская администрация одобрила бы первую часть заявления, а в отношении второй спросила бы, что это значит».

Возможно самое ясное изложение новой линии Москвы в отношении бывшего Советского Союза было сделано на ноябрьском заседании Организации безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ). Евгений Гусаров, заместитель российского министра иностранных дел, дал ясно понять, что отныне Россия будет противостоять попыткам вмешательства со стороны Запада в бывшие советские республики.

«Мы предупреждали западных партнеров, что мы выступаем против использования ОБСЕ для вмешательства во внутренние дела государств, расположенных к востоку от Вены. На этот раз мы посылаем ясный сигнал: мы этого не допустим», — заявил Гусаров. Его ремарки были частью более широкого заявления, смысл которого состоял в том, что ОБСЕ не должна ограничивать себя исключительно постсоветским регионом, а распространить сферу ответственности на более широкий регион.

Однако наблюдатели сказали, что Гусаров дал ясно понять, что Россия пересматривает свои планы в отношении вывода войск из Грузии, хотя и закрыла две базы в конце прошлого года в соответствии с графиком.

Западные аналитики в области обороны считают, что кроме того Россия нарушает свое обещание к 2002 г. вывести войска из Молдовы, хотя российские чиновники это не подтверждают.

Андрей Федоров, бывший первый заместитель министра иностранных дел, а в настоящее время директор политических проектов влиятельного московского исследовательского центра «Совет по внешней и оборонной политике», сказал: «Сегодня мы более-менее открыто говорим о зоне наших интересов. Так или иначе мы подтверждаем, что этой зоной является постсоветская территория».

«Во времена Ельцина мы пытались упаковать эту идею в красивую обертку. Теперь мы говорим более прямо: это наша территория, сфера наших интересов», — сказал он.

Официальные лица Украины, самого крупного и влиятельного из постсоветских государств, заметили резкую перемену позиции Кремля, хотя высокопоставленные чиновники этой страны не хотят открыто говорить об их личном отношении к новой российской линии.

В последнее время Россия начала проводить беспрецедентно жесткую линию в отношении хронической украинской энергетической задолженности, пытаясь превратить ее в рычаг влияния на украинскую приватизационную программу. Например, Виктор Сорокин, глава украинского департамента российского министерства иностранных дел, заявил, что Россия хочет конвертировать $2,2 млрд. долга в облигации, которые в свою очередь можно было бы обменивать на акции украинских государственных предприятий.

Россия особенно заинтересована в получении контроля над украинской системой газопроводов, по которым российский газ транспортируется в Европу.

В сфере обороны соглашение, которое Украина на прошлой неделе подписала с Россией, согласно условиям которого Россия получила возможность влиять на решения о проведении любых иностранных военных учений на территории Украины, что противоречит соглашениям о военном сотрудничестве Украины и НАТО, подписанным в 1997 и 1998 гг. Кроме того Украина и Россия создадут совместное подразделение ВМФ и расширят сотрудничество в области производства оружия.

Поскольку доступ в Европейский Союз Украине в обозримом будущем будет закрыт, многие местные аналитики считают, что поворот в сторону России является единственным решением, поскольку украинская экономика по прежнему очень сильно зависит от торговли.

В октябре прошлого года Президент Украины Леонид Кучма попытался развеять опасения о том, что украинско-российское партнерство может стать базой для восстановления Советского Союза. «Мы не должны бояться России и думать, что они пытаются восстановить империю. Украине не придется вступать в какие-либо союзы», — сказал он.

Чарльз КЛОВЕР, «Financial Times», 23 января
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ