Президент России Владимир Путин отнес к государственной тайне сведения о потерях среди военнослужащих Минобороны РФ во время проведения специальных операций в мирное время.
Своим указом Путин также отнес к секретным сведения о лицах, изучаемых спецслужбами и правоохранительными органами в интересах привлечения их к сотрудничеству на конфиденциальной основе по линии разведывательной, контрразведывательной или иной оперативно-розыскной деятельности.
Ранее засекречивалась только информация о лицах, привлеченных или привлекавшихся к такому сотрудничеству.
Поправки внесены в указ президента РФ Бориса Ельцина номер 1203 от 30 ноября 1995 года «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне. Ранее гостайной в России считались сведения о потерях личного состава только во время военных действий.
О чем свидетельствует такое решение Путина?
Семен НОВОПРУДСКИЙ, независимый журналист, Москва:
— В нынешней ситуации это может быть связано и с тем, что делает Россия в украинском кризисе. Этим решением власть также дает понять, что она сделает все возможное, чтобы не было ничего похожего от того, что удалось псковскому депутату Льву Шлосбергу. С помощью своих информаторов он фактически доказал, что псковские десантники, которых тайно похоронили летом прошлого года, погибли в Украине. Можно уверенно говорить, что Кремль будет делать все возможное, чтобы российское население (верит оно официальной пропаганде или нет), не могло узнать, где гибнут солдаты.
Это также свидетельствует о том, что Путин боится подобных утечек. Кроме этого, никаких однозначных и внятных сигналов, что Россия решила остановиться или изменить свою внешнеполитическую линию, не было.
Это решение дает основания полагать, что Россия и дальше будет максимально засекречивать информацию о потерях своих военнослужащих, в том числе и от их родственников.
Татьяна НАРБУТ-КОНДРАТЬЕВА, российский блогер (facebook.com):
— За разглашения сведений о потерях личного состава в мирное время до 7 лет тюрьмы. Ну что, уголовнички? Помолчим, сколько погибло из тех, кого там нет? И о забитых в казармах мальчишках, повесившихся, изнасилованных швабрами, сдохнувших в госпиталях от многочисленных повреждений внутренних органов сыночках наших? Помолчим? И в армию проводим, да? А комитет солдатских матерей давно посадить надо. Весь. Вместе со шлоссбергом.
Дмитрий ШУШАРИН, историк, публицист; Москва (facebook.com):
— Если опустить совершенно лишние заклинания и обличения, следует одно: спецоперации будут. И в большом масштабе.
Валентин БАДРАК, военный эксперт, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения, Киев:
— Россия является полицейским государством, и она постоянно «закручивает гайки» для своего общества. Но вопрос не в том, что она делает, а в том, почему именно сейчас. Несколько дней тому назад мы столкнулись с тем, что в РФ почти вне закона поставили неправительственные организации, теперь в учебных заведениях будут учить тому, как предотвратить революции и любые проявления человеческого неудовлетворения. Сейчас закрывается информация относительно гибели людей в «мирное время». Если все это сопоставить, то у меня возникает идея, что режим Путина очень сильно зашатался. Это является признаком того, что сегодня и режиму, и самому Путину очень трудно, потому был употреблен ряд мероприятий на создание еще более жестокого полицейского режима. Это и есть главный меседж, который мы должны вынести из всех отмеченных актов.
Если говорить о полной панораме того, что происходит в России, то следует вспомнить запугивание «радикально несерьезных людей», играющих роль «глашатаев», функцию которых при царе играли блаженные, карлики, клоуны, которые фактически говорили то, что думает и хочет сказать монарх. Например, устами Жириновского Путин говорит о захвате новых территорий и т. д. Все это также является определенным проявлением полицейского государства, заявляющего: «Мы будем защищаться внутри, но имеем зубы, чтобы извне также сделать плохо, потому лучше нас не трогайте».