Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Радек СИКОРСКИ: Украина — это ключевое государство в Европе для равновесия сил

20 декабря, 2006 - 20:27
ФОТО РЕЙТЕР

Проблема недостаточной осведомленности украинцев о преимуществах или же недостатках членства Украины в НАТО на политической повестке дня возникает каждый раз, когда руководители государства посещают столицы западных держав. Слабой осведомленностью общества сторонники идеи вхождения Украины в НАТО объясняют видимую легкость, с которой украинские коммунисты устраивают антинатовские протесты. Последняя публичная акция коммунистов, направленная против Альянса, — опрос жителей Крыма, названный местными коммунистами референдумом. На днях мифы и реальность в контексте НАТО обсуждали украинские эксперты и чиновники в Киеве. А может ли Украине пригодиться опыт соседней Польши, ставшей членом Альянса? Действительно ли преимуществ членства в НАТО для поляков больше, чем недостатков? Какие Польша видит плюсы и минусы от вступления в Альянс? Об этом в интервью Украинской Службе Би-Би- Си рассказывал министр обороны Польши Радек СИКОРСКИ. (www.bbc.co.uk)

— Стоило ли Польше восемь лет назад вступать в НАТО?

— Конечно стоило. Здесь вопрос заключается не только в том, что мы получили доступ к технологиям, процедурам, но и в том, что Североатлантический Альянс профинансировал в нашей стране крупные оборонные программы, которые нам самим были бы не под силу. НАТО строит у нас портовые объекты, железнодорожные рампы, аэродромы, бункера, радары — и все это на средства, во много раз превышающие наш денежный взнос в Альянс. Конечно, это процесс двухсторонний. Мы тоже помогаем Альянсу — хотя бы тем, что поддерживаем его миссию в Афганистане. В следующем году мы эту помощь будем развивать дальше. Благодаря подобным миссиям наши солдаты получают военную закалку, которой им не даст ни один полигон.

— А не слишком ли высока цена такой закалки? Ведь вскоре после вступления Польши в НАТО Альянс нанес удары против бывшей Югославии. А теперь поляки увеличивают свой контингент в Афганистане и затраты.

— Затраты есть как человеческие, так и финансовые, но без этого невозможна современная армия. Это цена независимости, цена обеспечения собственной безопасности. Знаете, у каждой страны есть армия, либо собственная, либо чужая. Я думаю, что как мы, поляки, так и украинцы неоднократно имели возможность убедиться в том, что собственная армия более дешевая!

— Если НАТО — клуб государств, дающий своим членам определенные привилегии в обмен на определенные вклады, то должен ли этот клуб дальше расширяться, принимать Грузию, Украину? Ведь как когда-то сказал один из персонажей фильма братьев Маркс, я никогда не вступлю в клуб, который бы был готов меня принять?

— Это не вопрос чьей-то точки зрения — это официальная доктрина союза, заключающаяся в том, что двери в НАТО открыты. И так, как мы когда-то вошли в эти двери — после значительных усилий, после семи лет попыток, после исполинского организационного и политического скачка, — так и другие государства могут захотеть туда вступить. Но это союз добровольный. Никого нельзя заставлять. Это должно быть решение даже не правительств, точно не только министерств обороны, это не правительства, не вооруженные силы или Минобороны вступают в НАТО, а сами народы входят в Альянс. И мы хотим иметь членов, стремящихся быть в нашем обществе, в нашей семье.

— Блок НАТО создавался, прежде всего, как Альянс оборонный. Не утратит ли такой вот постоянно расширяющийся альянс смысла своего существования, превратившись в крупную загадочную организацию наподобие ОБСЕ?

— Такие же опасения высказывались перед тем, как блок НАТО расширился на Польшу и другие страны Центральной Европы. Но если бы вы теперь задали этот вопрос экспертам НАТО, то они бы все признали, что наши страны прибавили безопасности Альянсу, а не только брали что-то от него. Альянс также является чем-то вроде институционного «тарана», пробивающего выходы к другим институциям, таким как, скажем, Европейский Союз. Именно благодаря зонтику Альянса иностранные инвесторы чувствуют себя безопаснее. Возникает также что-то наподобие институционного соперничества между НАТО и ЕС.

— Так что, сплошные плюсы и никаких минусов?

— Ну, знаете, тяжело говорить о минусах, потому что в конце концов это дело добровольное. Конечно, когда речь идет о миссии в Афганистане, то можно говорить, что у Польши нет там национальных интересов, и если бы не наше членство в НАТО, то мы бы туда наших парней не посылали. Но я считаю, что есть целый ряд причин, по которым мы должны помочь правительству Афганистана, поэтому то, что мы там в контексте Альянса, это только дополнительный плюс.

— Если все же вернуться к вопросу потенциального членства Грузии и Украины, выиграет ли НАТО от этого шага? Это был бы тот же самый эффективный Альянс или какой-то другой?

— Это был бы другой Альянс, потому что это означало бы существенное расширение нашей деятельности на восток. Но Украина — это ключевое государство в Европе, ключевое для равновесия сил. Так как независимость Украины является для Польши важным национальным внешнеполитическим интересом, так и вступление Украины в нашу семью независимых, демократических рыночных государств дало бы Украине то, что в свое время дало нам — вырвало бы ее из этой серой зоны, где происходит геополитическое перетягивание каната. Я считаю, что Украина — по крайней мере на словах — хочет интегрировать свою экономику с остальной Европой. Думаю, членство в Альянсе здесь бы пригодилось.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ