15 сентября 1973 года 74-м королем Швеции после смерти своего деда короля Густава VI Адольфа стал 27-летний XVI Густав (Карл Густав Бернадотт). В качестве персонального девиза он избрал высказывание «Ради Швеции — вместе со временами», чем акцентировал на своем стремлении отвечать современным требованиям.
Карл Густав окончил частную начальную школу в Стокгольме и высшую школу закрытого типа в г. Сигтуна. После сдачи вступительных экзаменов в университет в 1966 году в течение двух с половиной лет проходил действительную военную службу в военно-морских и военно-воздушных силах, завершив ее в 1968 году офицерскими курсами в шведском Национальном колледже обороны.
В 1968—1970 годах Карл Густав посещал курсы истории, социологии, политических наук, юриспруденции и экономики в Уппсальском университете, а также курсы по экономике — в Стокгольмском университете.
По окончании учебы он в 1970—1973 годах прошел специальную программу подготовки как будущий глава государства. Программа предусматривала ознакомительные визиты в центральные и местные органы власти и управления, компании, предприятия, научные и учебные заведения, изучение деятельности судов, учреждений социального обеспечения, профсоюзов и объединений работодателей. Особое внимание в рамках программы было уделено деятельности шведского правительства, Риксдага (парламента) и Министерства иностранных дел. С целью приобретения опыта международных отношений кронпринц Карл Густав принимал участие в работе Постоянного представительства Швеции при ООН в Нью-Йорке, представительств Шведского агентства международного развития (SIDA) в Африке, длительное время находился в Лондоне, работая в «Хамброз Банке» и Посольстве Швеции в Великобритании. Работал также в представительстве Шведской торговой палаты во Франции. В 1970 году возглавлял шведскую делегацию на Всемирной выставке в г. Осака (Япония).
Согласно изменениям, которые были внесены в Конституцию Швеции в 1974 году и вступили в силу с 1 января 1975 года, король Швеции фактически лишен каких-либо властных полномочий. Реальную же власть имеют Риксдаг и правительство во главе с премьер-министром. Король осуществляет преимущественно представительские и церемониальные функции: государственные визиты за границу, принимает верительные грамоты зарубежных послов, открывает ежегодные сессии Риксдага, председательствует на специальных заседаниях правительства. Является председателем Совещательного совета по иностранным делам, в который входят представители Риксдага и правительства.
Хотя король имеет высшее военное звание (адмирал Королевских ВМС), руководство Вооруженными силами полностью обеспечивает правительство.
Королевская чета традиционно присутствует на ежегодной церемонии вручения Нобелевской премии, которая проходит в Стокгольме 10 декабря. Нобелевскую премию вручает лично король Швеции.
Король Карл Густав отдает преимущество тем видам деятельности, которые связаны с охраной окружающей среды. Он является президентом Всемирного фонда природы. В то же время интересуется современными технологиями и активно участвует в Королевских технологических миссиях, организованных Королевской Шведской академией инженерных наук с целью поощрения шведского экспорта технологий и ноу-хау, а также опекает Королевскую академию наук.
Карл XVI Густав имеет степень почетного доктора Шведского университета сельскохозяйственных наук, Стокгольмского технологического института и финляндской академии г. Турку.
Является кавалером шведских орденов Серафима, Полярной звезды, ордена Васа, ордена Карла XIII; первым лицом, которому присвоен титул Почетного члена Уппсальского университета. Имеет ряд зарубежных наград. 19.03.1999 награжден орденом князя Ярослава Мудрого І степени. В 29.09.2008 стал первым кавалером ордена Свободы Украины.
В июне 1978 г. король Швеции Карл XVI Густав посетил Киев в рамках Государственного визита в бывший СССР.
30 сентября — 3 октября 2008 г. состоялся Государственный визит в Украину короля Швеции Карла XVI Густава и королевы Сильвии.
Сам монарх, как и члены королевской семьи, пользуется высоким авторитетом и уважением в шведском обществе.
Продолжение темы: Как «связать» время-4