Вчера в испанской автономной области Каталония состоялся референдум за независимость. По результатам референдума, из 5,3 млн избирателей проголосовали 2,26 млн человек (42,6%), из них 2,02 млн человек (90,09%) высказалось за независимость и 1,8 млн (7,87%) — против. Невзирая на то, что явка составила менее 50% избирателей, глава каталонского правительства — Женералитата — Карлес Пучдемон собирается в ближайшее время провозгласить отделение от Испании. Он подчеркнул, что низкая явка стала результатом жестких действий правительства Испании, направленных на недопущение референдума.
В действительности испанское правительство Мариано Рахоя после запрета Конституционным судом страны на проведение референдума как нарушающего основной закон страны привлекло дополнительные силы полиции для изъятия избирательных урн и бюллетеней и закрытия избирательных участков. Однако в день мероприятия его организаторы сообщили о готовности 96% из 2315 участков принять тех, кто желает осуществить волеизъявление. Голосование происходило без аккредитованных международных наблюдателей, подсчет бюллетеней осуществлялся вручную активистами, поскольку члены Избирательной комиссии еще 22 сентября подали в отставку, избиратели имели право голосовать на любых участках, а не только по месту жительства, и даже на бланках, распечатанных самостоятельно.
Как до референдума, так и во время его Женералитат всячески пытался создать негативный имидж испанского правительства. Полицейские отряды, которые были стянуты в Каталонию для поддержания порядка на улицах, не имели приказа препятствовать тем, кто желает принять участие в референдуме. На прямых трансляциях из улиц Барселоны и других больших городов и на многочисленных видео видно как сторонники независимости атаковали полицейских, закидывали их камнями, провоцируя на жесткую реакцию. При этом каталонское правительство отметило огромное количество раненых во время столкновений с полицией и нарушения ею права людей на волеизъявление.
БАРСЕЛОНА. 1 ОКТЯБРЯ 2017 г. / ФОТО РЕЙТЕР
Сам по себе референдум, который был уже шестым с начала 2000-х годов, по обстоятельствам проведения значительно отличался от предыдущих — в первую очередь, значительным форсированием каталонской властью принятия решения о выходе области из состава Испании. В отличие от предыдущих попыток, которые осуществлялись при большем соответствии испанским законам, в этот раз местное правительство не пыталось согласовывать проведение референдума с центральным, решил не придерживаться законной процедуры и пойти по «ускоренному» пути одностороннего получения независимости, чем поставил под угрозу демократические основы жизни государства. После запрета со стороны Конституционного суда Испании на проведение референдума как нарушающего основной закон глава Женералитата объявил, что не просто не откажется от этого, но и в случае, если оно не осуществится в установленные сроки, не исключает выхода из состава страны в одностороннем порядке. В законе о референдуме провозглашение независимости предусмотрено на протяжении 48 часов после получения положительных результатов голосования, при этом нижний порог явки не установлен — то есть при любом количестве участников результаты выборов могут считаться действительными. Назначение даты референдума — 1 октября Карлес Пучдемон анонсировал еще 9 июня, что оставило правительству Мариано Рахоя недостаточно времени для организации политического диалога — который, в принципе, и не рассматривался каталонцами как возможный до проведения референдума. Это все в какой-то степени объясняет применение испанской властью для предотвращения незаконного волеизъявления и отделения Каталонии достаточно жестких мер, которые в результате привели к росту недовольства у ее населения и подтолкнули его к более активному участию в референдуме.
Нынешнее обострение сепаратистских настроений в Каталонии, которая на правах автономной области входит в состав Королевства Испании, стало следствием глубокого спада в стране в результате мирового экономического кризиса 2008 года. В настоящий момент экономическая ситуация в области улучшилась, увеличились прибыли населения, в том числе, от роста притока туристов. Каталония сейчас по уровню прибылей — на четвертом месте в стране после Мадрида, Страны Басков и Наварры, ее доля в ВВП Испании составляет почти 20%. То есть острота экономических проблем снизилась, и на этом фоне резкое обострение противостояния местного правительства с центральным, искусственное форсирование процесса выхода из состава страны и нежелания устанавливать политический диалог указывает на наличие влияния других факторов. Не вызывает сомнений, что активизация борьбы за независимость Каталонии связана не столько с внутренней ситуацией в стране, сколько с процессами на международном уровне. Можем говорить о том, что Каталония наряду с другими территориями, где параллельно происходят подобные события — в том числе, иракском Курдистане и британской Шотландии, — оказалась заложницей борьбы за перераспределение сфер влияния между глобальными политическими игроками. Более того, вполне допустимо проводить параллели между каталонским референдумом и референдумами в Крыму и на Донбассе.
Опубликованные в одном из центральных испанских журналов El Pais результаты расследования, проведенного Гражданской гвардией Испании, свидетельствуют о том, что российские хакеры помогали каталонскому правительству создавать копии сайтов, где давалась информация для подготовки к проведению референдума. Кроме того, расследование также отметило повышенный интерес российских СМИ к каталонской ситуации — огромное количество публикаций нередко с ее искаженным освещением: по большей части, преувеличенным негативным изображением действий испанского правительства.
Мировое сообщество, прежде всего руководство и значительное количество граждан Европейского Союза, обеспокоены ситуацией, которая сложилась вокруг Каталонии, поскольку осознают, какие последствия она может иметь не только для самой области и для Испании, но и для всего объединения. ЕС не согласился вмешаться, когда Каталонское правительство обратилось к нему с предложением выступить в качестве посредника в конфликте. Европейская Комиссия ответила, что референдум является внутренним делом Испании и следует уважать конституционный порядок страны. Лидеры объединения сделали заявления, содержание которых сводится к тому, что, если Каталония выйдет из состава Испании, она также будет выведена из состава Европейского Союза, и что «атака» на испанскую Конституцию является наступлением на правовые рамки ЕС. В случае получения Каталонией независимости она будет подвергнута всем стандартным процедурам по присоединению к ЕС, этот процесс может быть длительным, и любое из государств объединения, в том числе Испания, будет иметь право его ветировать.
Лидеры большинства стран воздержались от заявлений по поводу каталонской ситуации. Во многих случаях это было связано с наличием подобных сепаратистских тенденций в их собственных странах, частично с несогласием с иногда излишне жесткими мерами со стороны испанского правительства относительно предотвращения референдума.
Какие именно последствия может иметь выход Каталонии из состава Испании?
Испания, безусловно, понесет значительные потери из-за отсоединения одной из ее самых богатых областей и может опять погрузиться в экономический кризис. Однако получение независимости территорией не только экономически ослабевает страну, из состава которой она выходит, — она сама оказывается существенно ослабленной в результате разрыва имеющихся экономических связей, которые не во всех случаях просто возобновить как с этой страной, так и с международными партнерами. В случае выхода из состава Испании Каталония лишится членства в ЕС и, соответственно, утратит льготный доступ к рынкам европейским кран, к тому же, ее, наиболее вероятно, ожидает массовый отток капиталов и выход большинства иностранных предприятий, потеря значительного количества рабочих мест. Кроме того, из-за осуществления отсоединения незаконным путем Каталония вряд ли сможет рассчитывать на получение международного признания.
Европа может в значительной мере испытать на себе негативные последствия каталонского референдума. В случае его успешного проведения и выхода Каталонии из состава Испании есть вероятность возникновения так называемого эффекта домино: могут активизироваться сепаратистские тенденции в других регионах. В той же Испании такой территорией является Страна Басков, в Великобритании — Шотландия, во Франции — французская Страна Басков и Корсика, в Бельгии — Фландрия, в Италии — Ломбардия и Венето, в Дании — Гренландия и Фарерские острова.
Кроме того, ситуация может отразиться и на странах в других регионах мира, где наличествуют сепаратистские тенденции. Даже в Бразилии надеются на отделение с последующим созданием независимого государства три самых богатых южных штата страны: Санта-Катарина, Парана и Риу-Гранди-ду-Сул.
Относительно Украины, непосредственные последствия от проведения каталонского референдума могут возникнуть в случае хотя бы частичного международного признания Каталонии как независимого государства — тогда Российская Федерация сможет на международном уровне поднять вопрос о признании легитимными крымский и донбасский референдумы, которые также были реализованы с существенными нарушениями как украинского законодательства , так и норм международного права.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
«СЕРЬЕЗНОГО ПАДЕНИЯ КУРСА ЕВРО НЕ БУДЕТ... ПОКА»
Анна БОДРОВА, старший аналитик Альпари:
— Есть очень большие сомнения в том, что Каталония действительно станет автономной, ведь она — регион-донор для всей Испании и обеспечивает около 20% ВВП страны. Мадрид, к примеру, занимает только вторую строчку в этом списке. Каталония — это регион, ориентированный на туристическую отрасль и сильный в экспорте. Отделение этой важной области Испании, где сосредоточено так много культурных ценностей и нематериального достояния, заметно ухудшило бы туристические позиции остальной части страны. Не нужно забывать и про налоги: Каталония гораздо богаче соседних областей, поэтому в случае ее выхода остальные испанские регионы остались бы без поддержки со стороны перераспределения налоговых доходов.
Помимо всего этого, есть аспекты стабильности зоны евро — при определении каталонской автономии обязательно встанет вопрос о членстве в еврозоне, а это реальная угроза целостности экономики всей Старой Европы.
Территориальная целостность гарантирует Испании отсутствие серьезного финансово-экономического потрясения, поэтому официальные власти сейчас будут делать все возможное, чтобы итоги народного референдума в жизнь никак не воплотились. На свет выйдут, скорее всего, те стороны потенциальной каталонской автономии, которые региону совсем некстати — снижение туристической доступности, что потянет за собой вероятное сокращение устойчивости производств в Мурсии и ей подобных.
Сегодня утром евро снижается в паре с долларом США, но пока объемы продаж в основной валютной паре небольшие. В понедельник многое будет зависеть от того, как именно итоги референдума будет комментировать мировое сообщество и какими будут первые шаги официальной Испании в отношении Каталонии. В том случае, если сторонники автономии будут настойчивы, а исполнительные власти страны — агрессивными в их отношении, евро будет снижаться под 1,1735. Серьезного падения курса евровалюты в связи с итогами каталонских выборов пока ждать не стоит, но если ситуация выйдет из-под контроля (а такой шанс есть), пара евро/доллар будет отступать очень быстро.
Підготувала Алла ДУБРОВИК-РОХОВА