Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Распад России

12 сентября, 2000 - 00:00

15-тонная российская подводная лодка «Курск» взрывается и опускается на дно Баренцева моря, унося с собой жизни 118 моряков. Две недели спустя загорается московская телебашня высотой в 1771 фут, погибают три человека и миллионы людей остаются без телевидения. Здесь нет никакой связи? Вряд ли. За этими катастрофами, попавшими на первые полосы газет, стоит длинная цепь менее заметных невзгод, свидетельствующих о «дряхлом» состоянии всей страны.

Инфраструктура страны рушится: на газопроводах ежедневно случаются утечки, в обширных российских регионах регулярно отключается электричество, большинство автодорог национального значения разбито, останавливаются поезда, одна промышленная авария сменяет другую, токсичные отходы с промышленных предприятий попадают в питьевую воду... Эта хроническая болезнь объясняется не просто отсталыми технологиями советской эпохи, но и 80- процентным сокращением инвестиций в постсоветсткую эпоху. Еще хуже то, что основными объектами и фондами руководят коррумпированные и слабые менеджеры. Нет точных данных, сколько может стоить восстановление инфраструктуры, но — по одному из подсчетов — эта сумма может составить 100 млрд. долларов, т.е. в 4 раза больше нынешнего годового бюджета России.

Избранный в марте президент Владимир Путин полон решимости изменить положение вещей. Он одобрил амбициозный план реформ с тем, чтобы увеличить рост через улучшение условий для инвестиций и разгосударствления таких «динозавров» советских времен, как электрический гигант РАО «ЕЭС» и МПС. Он также хотел бы увидеть конкурентов газовой монополии «Газпром». На следующий день после пожара на телебашне в Останкино Путин заявил, что «только экономическое развитие позволит нам избежать подобных катастроф».

ОППОЗИЦИОННЫЕ СИЛЫ

Однако инфраструктурная реформа представляет собой не только технологическую и экономическую проблему, но и политическое «минное поле». Председатель Правления РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс выступил с амбициозным планом о разделе монополии на сотни небольших компаний и продаже им акций этих компаний. Это помогло бы в течение 10 лет собрать столь необходимые 30 млрд. долларов инвестиционного капитала. Цена на электричество, установленная сейчас на искусственно заниженном уровне, также постепенно будет повышена.

Звучит обнадеживающе, однако некоторые влиятельные иностранные акционеры РАО ЕЭС категорически против. Они утверждают, что эта схема снизит стоимость их капитала. Акционеры опасаются, что более высокие цены на электричество будут не по карману потребителям, энергокомпании будут иметь скудную прибыль, и их продадут по дешевке. Свои опасения акционеры донесли до кремлёвского руководства, которое не любит амбициозного Чубайса. В результате сейчас план застопорился и РАО «ЕЭС», задолжавшее миллиарды долларов, отключает свет у 7500 неплательщиков, включая школы, гостиницы и даже военные объекты.

Пока политики колеблются, некачественное советское оборудование будет продолжать ломаться. Одной из причин возгорания Останкинской телебашни был отказ советских планировщиков закупить огнеупорные кабели на Западе. «Проектировщики знали, что башня опасна ещё до окончания работ по строительству (в середине 60-х годов)», — говорит инженер-электрик из Москвы, который участвовал в прокладке кабелей во время строительства башни. Ремонт может обойтись в 1 млрд. долларов.

Специалистов, подготовленных для обслуживания сложного оборудования, также становится все меньше и меньше. Особую тревогу эта ситуация вызывает в атомной энергетике. После трагедии с «Курском» Путин поднял зарплату специалистам, занимающимся разработкой, сооружением и обслуживанием ядерных боеголовок. Этого шага ждали давно: два года назад научные сотрудники центра ядерных исследований в г. Сарове провели краткосрочную забастовку, протестуя против мизерной месячной заработной платы в 144 доллара. Однако серьезные проблемы остаются по мере того, как Россия решает сложную задачу дезактивации огромного количества когда-то колоссального ядерного арсенала.

Однако проблеск надежды существует. За первые 7 месяцев этого года под влиянием веры в реформы Путина и высоких цен на товары, объем инвестиций в российскую экономику вырос на 17 % и составил 17 млрд. долларов. Если новое правительство сумеет сохранить этот темп, возможно, Россия сумеет прервать череду катастроф: экономический рост означает увеличение налоговых поступлений и, как следствие, появление дополнительных средств на ремонтные работы. В противном случае Россия обречена стать, по выражению экономиста Бена Слэя из центра PlanEcon в Вашингтоне, «страной хаоса, холода и темноты». Подобной драмы не хочет никто.

ЭНЕРГЕТИКА

Проблема взрывов газопроводов, дефицит топлива и запчастей, установленные правительством тарифы значительно ниже общемировых рыночных цен. Предлагаемое решение состоит в постепенном отказе от регулирования цен и разделении монополии РАО «ЕЭС» на более мелкие компании. Иностранные инвесторы выступают против плана раздела.

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Проблема обслуживания в недостаточном объёме и некачественное оборудование. Необходимо заменить около 30 % грузовых вагонов, 40 % пассажирских вагонов и 50 % локомотивов. Предлагаемое решение МПС предполагает объединение 17 государственных железнодорожных предприятий в одну государственную компанию. Критики считают, что эта схема не привлечет инвесторов.

ДОРОГИ И МОСТЫ

Проблема дорожного фонда, в который ежегодно поступает 5 млрд. долларов из национального налога с оборота, разворовывается бюрократами на местах. Предлагаемое решение: налог с оборота отменяется, в дальнейшем строительство дорог финансируется за счет федеральных налогов, непосредственно контролируемых государственными чиновниками.

Пол СТАРОБИН, Кэтрин БЕЛТОН «Business Week», 11 сентября
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ