Два события, которые произошли практически одновременно, могут означать, что на Кубе происходит подготовка к изменению курса, а по ту сторону Флоридского пролива тоже делают острожные пассы по снижению градуса противостояния.
Еще до того, как Фидель Кастро отошел от власти, в народе стали говорить о его преемниках («День» №226, 25 декабря 2007): тандеме из секретаря исполкома совета министров Карлоса Лахе Давила и министра иностранных дел Фелипе Переса Роке. Причем последний всячески подчеркивал свою преданность социалистическим идеалам, работая личным секретарем Фиделя и относился скорее к ястребам в кубинском руководстве. Сторонником ограниченных реформ был Карлос Лахе, своего рода голубь по американской политической терминологии. Уходя от власти, Фидель в своем политическом завещании разделил все сферы ответственности в стране между шестью ближайшими соратниками. Compaсero Лахе и compaсero Перес Роке должны были играть ключевую роль в стране, а именно — курировать экономику, энергетику, внешнюю политику и финансы.
Триумвират в кубинском руководстве во главе с Раулем Кастро продержался недолго. В феврале кубинцы и остальной мир узнали о глобальных увольнениях в высшем руководстве страны. Младший брат в первую годовщину прихода к власти уволил 12 министров и высших чиновников. Официально перестановки в правительстве объяснялись необходимостью двигаться дальше при построении «эффективной коммунистической системы». Одной из целей на пути к этому и является «постепенное сокращение правительственного аппарата». Об этом говорилось в постановлении главы государства, зачитанном по национальному телевидению. В первых рядах уволенных были упомянутые и раннее облеченные огромным доверием товарищи, также личный секретарь Фиделя Карлос Валенсьяга и заместитель председателя правительства по идеологии Отто Ривера. Кстати, для Москвы это стало крайне неприятным сюрпризом. Карлос Лахе и Фелипе Перес Роке являлись основными партнерами вице-премьера Игоря Сечина, отвечавшими за наметившееся российско-кубинское сближение. Не случайно на острове Свободы шутят: «При социализме никто не знает, какое прошлое ему уготовано». Заговорили, что младший пошел против старшего. Причем официальные объяснения, как обычно ничего, не объясняли. Известно только, что Лахе и Роке писали по традиции покаянные письма, в которых бичевали себя в порыве самокритики.
Информационный вакуум попытался заполнить Фидель. Сначала в интернете, а потом в главной газете страны Granma были опубликованы его статьи под названием «Здоровые перемены в совете министров». Старший брат поспешил оправдаться за свою протекцию видным деятелям, не оправдавших доверие. «Мед власти, ради которой они не принесли никаких жертв, пробудил в них амбиции, приведшие их к недостойному поведению. Внешний враг исполнился иллюзиями по отношению к ним... Я никогда не выдвигал большинство из тех, кого сейчас заменили. (Но кого-то все-таки выдвигал. — Авт.) Почти все они заняли свои посты по предложению других руководителей партии и правительства». После такого объяснения туман не только не рассеялся, наоборот, он уплотнился многократно.
И вот недавно кое-что стало проясняться. Газета The New York Times, ссылаясь на анонимные кубинские источники из официальных кругов, писала, что кубинский гражданин Конрадо Эрнандес, арестованный в феврале, когда он пытался с супругой вылететь в Испанию, передал агентам испанского Национального разведывательного центра (НЦР) видеоматериалы, компрометирующие Лахе и Роке. Эрнандес, представлявший на Кубе интересы испанской компании «Общество по развитию и промышленной реконверсии», был другом Лахе со школьных лет. Он часто принимал своего бывшего соученика вместе с Роке в своей роскошной загородной резиденции. Скрытая камера снимала откровенные разговоры обоих политиков, принявших предварительно значительные дозы рома и мохито. Пленки были переданы бизнесменом агентам НЦР. Как писала испанская газета El Pais, «целью этой тайной операции было получение рычагов воздействия на Карлоса Лахе и Фелипе Переса Роке, чтобы побудить их возглавить процесс постепенной демократизации на Кубе».
Как сообщила лондонская The Financial Times, членов кубинской компартии по всей стране собирают в кинозалах, чтобы показать им особо важный и секретный фильм. В свое время ЦК ВКП(б)-КПСС рассылал так называемые закрытые письма. Об их содержании мгновенно становилось известно беспартийным, от которых содержание этих посланий должно было оставаться секретом. Все-таки техника развивается. На Кубе теперь не пишут письма товарищам, а показывают закрытое кино. Да так закрывают, что британская The Financial Times или испанская El Pais, а с ними и другая буржуазная пресса об этом пишут чуть ли не назавтра.
Главным в фильме стал показ заседания политбюро компартии в феврале этого года, на котором Рауль Кастро объявил об увольнении группы влиятельных чиновников — ближайших помощников Фиделя. Рауль Кастро распекал их за проступки, а затем они с поникшими головами покидали зал заседаний.
Главным героем фильма стал Конрадо Эрнандес, бывший комсомольский активист, работавший заместителем председателя Федерации кубинских студентов, когда ее возглавлял Карлос Лахе. В отличие от друга, он пошел по коммерческой линии — сначала заведовал гаванскими гостиницами, а потом занялся торговлей с Испанией. Торговля процветала, но товарищ Эрнандес по кубинским законам не мог получать причитающиеся ему миллионы в виде белой зарплаты — поэтому в ход пошли откаты. Но не это ему ставят в вину. Гораздо страшнее расхищения социалистической собственности — шпионаж в пользу испанской разведки. Моральное разложение бывших комсомольских вождей по фильму состоит в том, что они гуляют, пьют и курят сигары вместе с испанским шпионом на его роскошной вилле. Если только это, то из правительства бы не изгоняли. Пожурили и приказали больше не делать в таких количествах. Но они позволяли себе самые нелицеприятные высказывания о кубинских лидерах. Товарищи Лахе, Роке, Валенсьяга и Ривера обзывали пожилых членов политбюро «ископаемыми» и «динозаврами», причем особенно доставалось Хосе Рамону Мачадо Вентуре — ближайшему товарищу Рауля Кастро. А вот это не прощают при любых обстоятельствах. И все стало известно испанской разведке. Весьма отягчающее обстоятельство.
Просмотр фильма вызвал самую разную реакцию в партийных организациях. Пожилые коммунисты требовали немедленно арестовать карьеристов, втершихся в доверие к Фиделю. Пока в тюрьме находятся лишь Конрадо Эрнандес и двоюродный брат Карлоса Лахе Орландо Кастельянос — врач-кардиолог, во время одной из вечеринок открыто рассуждавший, как можно убить престарелого вице-президента Мачадо Вентуру. Карлос Лахе находится под домашним арестом, Перес Роке и Ривера работают инженерами на гаванских фабриках, а Карлос Валенсьяга устроился библиотекарем.
Был ли Конрадо Эрнандес двойным агентом не очень ясно. А его арест ни о чем не говорит. Такие игры спецслужб хорошо известны. Да это и не так важно. Открылось то, что тщательно скрывалось. В кубинских верхах идет острая борьба за власть. После февральских перестановок среди министров и высших чиновников значительно увеличилось количество военных. С ними Рауль Кастро работает уже многие годы и доверяет больше, чем выдвиженцам старшего брата.
Демонстрация разоблачительного фильма о шпионах-комсомольцах почти через полгода после их увольнения, очевидно, связана с двумя факторами. Во-первых, осенью на Кубе должен состояться исторический съезд компартии, который проходит раз в десятилетие. Предстоящий VI съезд может оказаться для страны действительно эпохальным — на нем Рауль Кастро сможет изложить свои предложения о смене или корректировке курса. Прежде чем предлагать съезду какие-либо радикальные преобразования, Раулю Кастро нужно было удалить конкурентов от власти. Судя по весьма примирительной речи Рауля Кастро на праздновании годовщины революции 26 июля, нечто подобное действительно готовится. Во-вторых, президент Барак Обама подтвердил мораторий на полгода на закон «Акт о кубинской свободе и демократической солидарности» более известный как закон Хелмса-Бертона, ужесточавший санкции против Кубы. В штаб-квартире ООН представители США и Кубы возобновили переговоры по проблемам миграции. В коммюнике госдепартамента США и министерства иностранных дел Кубы отмечается, что стороны выразили готовность добиваться «безопасной, организованной и легальной» миграции. Добавим, что уже раньше Вашингтон разрешил кубинским эмигрантам переводить своим родственникам до 300 долларов в год. Для кубинцев — целое состояние. Для многих месячный заработок не превышает и 15 долларов. Как считают многие обозреватели, деньги от эмигрантов гораздо сильнее будут действовать разлагающе на режим, чем самые жесткие санкции.
Демонстрация разоблачений соратников Фиделя может являться ясным знаком Вашингтону, что от ястребов уже избавились и путь к нормализации, пусть постепенной, открыт. В ближайшее время с двух сторон следует ожидать новых шагов, пусть и символических, в этом направлении.