Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Реформистская традиция ислама

6 августа, 2004 - 19:54
МУСУЛЬМАНЕ НЕКОТОРЫХ СТРАН ПЫТАЮТСЯ «РЕФОРМИРОВАТЬ» СВОЮ РЕЛИГИЮ ДАЖЕ НА БЫТОВОМ УРОВНЕ. ТАК, В ИНДОНЕЗИИ БЫЛ ПРИГОТОВЛЕН ОГРОМНЕЙШИЙ ТОРТ В ВИДЕ СВЯЩЕННОГО КОРАНА / ФОТО РЕЙТЕР

«Столкновение цивилизаций» между Западом и мусульманским миром, которое по мнению многих проявляется в Ираке, а также в росте насилия в Саудовской Аравии, на самом деле маскирует другие конфликты: разногласия, которые со временем, возможно, окажутся, намного более существенными. Одним из проявлений этой борьбы является борьба непосредственно среди самих мусульман за пути реформ внутри своего собственного общества.

Мусульманская реформистская традиция (поиск истинного пути, который связывает обычаи ислама с современным миром) уходит своими корнями к середине XIX столетия. Тогда мусульманские мыслители противопоставляли упадок своего общества динамизму Европы, что наиболее болезненно ощущалось в свете европейских успехов в колонизации большей части мусульманского мира. Тогда же мусульманская интеллигенция сосредоточилась на «упадке» мусульманских обществ и разрушающей их политической и социальной коррупции.

Многие первые мусульманские реформисты были священнослужителями или высокопоставленными бюрократами, которые на собственном опыте видели, как ослабевало их общество. И что еще более важно, они принадлежали к крошечному меньшинству, которое получило образование, основанное на письменном наследии ислама. Совсем не ограничиваясь декламацией Корана, эти люди стремились участвовать в вековых обсуждениях надлежащего порядка мусульманской жизни мусульманскими учеными. Это воспитание позволило им сравнить ухудшившееся состояние дел их времени с нормами и стремлениями более ранних поколений мыслителей и священнослужителей.

Их вердикт был недвусмысленным: мусульмане опустились гораздо ниже того уровня, которого требовала от них религия, и остались далеко позади достижений своих предков. Для реформаторов прогрессивное развитие мусульманских обществ было нормой, и они связывали его со взаимодействием исламского обучения с важнейшими мирскими идеями того времени. Таким образом, первые реформаторы пытались подогнать под себя идеи, зарождавшиеся в Европе: рациональность, терпимость и определяемое этикой поведение.

Эти ранние реформаторы, среди которых были Мухаммад Абдух и Джамаледдин ал-Афгани, не сумели разжечь ту массовую мобилизацию, на которую они надеялись; и им не удалось решить социальные проблемы путем лучшего исполнения религиозных предписаний. Но их влияние было мощным и продолжительным, оно затронуло даже те сферы, о которых они и не мечтали.

Парадокс состоит в том, что непредубежденный реформизм, который они поддерживали, взволновал консервативные тенденции среди исламских мыслителей, которые ухватились за реформистскую идею о возрождении исламских норм, чтобы спровоцировать возвращение к «чистоте» первоначального исламского общества. Эта консервативная тенденция не продолжила диалог, который начали реформисты с современными идеями европейского просвещения, вместо этого утверждая, что они привели к дальнейшему отчуждению от подлинных исламских ценностей.

Таким образом, самым продолжительным результатом первой реформистской волны было возникновение «салафи» (традиционалистской тенденции) и, в конечном счете, появление еще более радикального фундаментализма. И консервативные традиционалисты, и радикальные фундаменталисты были политически активными и стали рассматривать современное государство как средство освобождения мусульман от иностранного доминирования и реисламизирования общества путем возрождения подлинных норм Ислама.

В настоящее время мы можем воочию убедиться в силе этой идеологии, но было бы ошибкой предполагать, что дух подлинных мусульманских реформистов ослаб. Незаметно несчетное количество мусульманских ученых и академиков продолжали исследовать связи между исламской мыслью и современными ценностями. Опираясь на основные знания в области истории и теологии, они подробно описали, как изменились мусульмане (и продолжают меняться): их традиции в разное время и в разных местах.

Таким образом, резкий, целенаправленный вызов суждениям религиозной ортодоксальности появился в работе таких важных мыслителей как Абдолкарим Сороуш (Иран), Абделмаджид Чарфи (Тунис), Фазлур Рахман (Пакистан) и Махмуд Мухаммад Тахы (Судан). В то время как их работа сталкивается с большим сопротивлением со стороны традиционалистских и фундаменталистских кругов (чьи представления широко освещены в основных мусульманских и западных СМИ), эти современные реформаторы и вопросы, которые они затронули, оказали большое воздействие на подрастающее поколение мусульманской интеллигенции во всем мире.

Конечно, слушателям необходимо прислушаться, чтобы выделить голоса реформистов среди шума, поднятого теми, кто призывает к сопротивлению врагу и возвращению к чистым источникам ислама. Однако, семена новой волны «реформ» пустили корни и ждут ранней оттепели, чтобы дать ростки. Реформисты первой волны пытались «повторно открыть двери Иджтихада (религиозная интерпретация)», чтобы приспособить унаследованные системы исламского мышления к новым условиям. Современные реформисты исследуют эти традиционные структуры и пытаются отделить основные этические принципы ислама от различных исторических адаптаций, которые консерваторы почитали как священные.

Адаптация ислама к современным условиям была целью первого поколения реформаторов. Полностью вливаясь в основные потоки современного мышления, их современные преемники стремятся лучше понять, как выразить универсальные принципы через мусульманскую традицию.

Абдоу ФИЛАЛИ-АНСЭРИ — директор Института исследований мусульманских цивилизаций в Университете Ага-Хан в Карачи, Пакистан.

Абдоу ФИЛАЛИ-АНСЭРИ. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ