Когда в Грузии сменилась власть, я была там. Когда власть начала принимать решения, меня там уже не было. Прошло полтора месяца после моего отъезда, а чувство такое, как будто я совсем не знаю эту страну. Пропасть кажется гораздо глубже и шире, чем просто километры. Грузия — уже совсем другая страна.
Не исключено, что команда Саакашвили во многом заслужила то, что получила. Были допущены ошибки. В Грузии при Мише больше думали о фасадах и туристах, о Западе и показательных реформах. Забыли об избирателях: безработных, обиженных, не нашедших своего места. Саакашвили полагал, что его преобразования рано или поздно коснутся всех, а если не коснутся — то таковы неизбежные последствия всех болезненных реформ. Зато история все равно запишет его имя где-то в одном ряду с Давидом Строителем...
Однако недовольные восстали, проголосовали за того, кто бедным даст богатства, а слабым — силу. За того, кто накажет «зажравшихся прихвостней Саакашвили». Саакашвили не мог позволить себе сохранения власти за счет фальсификаций — Запад настаивал на прозрачности и требовал «сдать тест на демократию». Тест сдан.
Пришел Бидзина Иванишвили. Он сажает одного «мишиста» за другим, потому что таков общественный заказ (Бидзине не сложно, а заказчикам приятно). Он обещает открыть российский рынок для грузинской продукции, ведь этого ждут грузинские бизнесмены — им легче и выгоднее работать с российскими коллегами, как в старые добрые времена. Бидзина надеется на отмену визового режима со стороны РФ, потому что этого ждут тысячи истосковавшихся по билетам в Москву за 37 рублей. При этом совершенно очевидно, что дружба с Москвой и интеграция в Североатлантический альянс — вещи несовместимые.
Впрочем, миллиардер Иванишвили обещает продемонстрировать чудеса дипломатии. Стоит дать ему шанс и подождать, не верить злым языкам, которые утверждают, что Грузия покорно вернется в СНГ и откажется от вступления в НАТО.
Зато совсем не нужно ждать, чтобы убедиться в одном: никакой договоренности с Кремлем по оккупированным территориям не будет. Не вернутся домой сотни тысяч беженцев, не уйдут российские войска. Недавно брала интервью у постпреда России при ООН Виталия Чуркина. Так вот, он заявил более чем прямо: все равно, кто придет к власти в Грузии. Отзыва признания Абхазии и Южной Осетии не будет.
На днях в «окрестностях Швейцарии» (как сообщили информационные агентства) состоялась первая за четыре с лишним года российско-грузинская встреча. Никаких конкретных итогов переговоры замглавы МИД РФ Григория Карасина со спецпредставителем премьер-министра Грузии Зурабом Абашидзе не принесли. Договорились встречаться раз в два-три месяца и держать постоянный контакт. Обсуждали «экономические, гуманитарные и культурные связи, а также авиасообщение».
Должна сказать, что авиасообщение между странами давно налажено. Видимо, новая грузинская власть рассчитывала, что, в отличие от «нерукопожатного» Саакашвили, ей легко удастся вернуть расположение большого соседа и, как минимум, приоткрыть границу с РФ. Но особого восторга Москва не выражает. Она действует в своих интересах, и в эти интересы новый поток гостей с юга не входит.
Между тем, в Грузии снова в почете такие типы, как Роберт Стуруа. Какая разница, талантлив ли знаменитый режиссер. Важно то, что он не любит армян. А это должно быть категорией, неприемлемой для любой власти. Но для власти новой важно только то, что Стуруа, помимо армян, не любит Мишу.
Судя по тому, что сейчас происходит в Грузии, революции роз не удалось отменить стремления к реваншизму, не удалось изменить менталитет. Да, выборы прошли мирно и прозрачно. На этом европейские стандарты закончились. Прорасти и укрепиться в этой постсоветской стране им не удалось. Плохо старались...
В 2013-м Грузия выбирает президента. Очень хочется верить, что расколотое общество вновь проголосует мирно.
echo.msk.ru, 18 декабря 2012 г.