Сенатор-республиканец Ричард Лугар — автор программы ядерного разоружения Украины — дипломатично не дает четких ответов на вопрос, почему отношения «стратегического партнерства» между Киевом и Вашингтоном долгое время были как никогда холодными. Впрочем, из его эксклюзивного интервью «Дню» можно понять, и насколько добровольным был отказ Украины от советского ядерного наследства, и насколько Вашингтон был и остается готов учитывать какие-либо украинские интересы, и что может быть далее. При условии, что одни будут вырабатывать правила, другие их будут выполнять. Собственно, это далеко не всегда противоречит украинским интересам — в конечном счете, внешнее давление также может быть неплохим катализатором и стимулятором. Но не всегда.
— Сенатор Лугар, вы имели дело с Украиной в течение всех десяти лет ее истории. Как бы вы оценили это десятилетие?
— У Украины прекрасные взаимоотношения со всеми своими соседями, и это — одно из наибольших ее достижений. Украина, конечно, счастлива, что у нее есть независимость, юбилей которой сейчас отмечается. Украина воспользовалась своей независимостью настолько эффективно, что сегодня, например, она — активный участник «Партнерства ради мира», вносит значительный вклад в операции по поддержанию мира, посылает своих миротворцев. Украина действует так, как ей и следует с точки зрения ее размера и географического положения.
— Не так редко можно услышать мнение, что после реализации программы ликвидации ядерного оружия на территории Украины, одним из авторов которой вы были, США реализовали свои интересы, Украина же не получила ничего. Что бы вы могли на это ответить?
— Сначала — исторический экскурс касательно программы коллективного уменьшения угрозы. Когда я впервые посетил Украину в апреле 1992-го, нас встретил молодой американский дипломат. Внешняя политика Соединенных Штатов тогда была готова взаимодействовать с Украиной как с независимым государством, понимала важность этого, но не была к этому готова технически. После возвращения мы нанесли визит президенту Бушу и госсекретарю Бейкеру и подняли вопрос о скорейшем открытии полноценного посольства США в Украине. Они это поддержали, подчеркнув, что для этого нужна поддержка конгресса. И когда мы вернулись в Украину в ноябре 1992-го, уже было арендовано помещение для резиденции посла Попадюка, и несмотря на скорую смену администрации президента США, дело с американским посольством в Украине сдвинулось. Перед этим мы посетили президента России Бориса Ельцина в Москве. Во время этой встречи он с серьезной обеспокоенностью говорил о проблеме ядерного оружия и подчеркивал необходимость сотрудничества Украины с Россией в этом вопросе. Тогда мы приехали в Украину, я очень хорошо помню ужин с президентом Кравчуком, во время которого я ему сообщил, что правительство США готово предоставить $150 млн. для того, чтобы Украина избавилась от ядерного оружия. Сразу после того, как мы ему это сказали, президент Кравчук попросил нас выйти из дверей комнаты, где мы ужинали, пригласил представителей прессы и объявил, что Соединенные Штаты готовы предоставить $175 млн. для ликвидации ядерного оружия. Я срочно вернулся в Вашингтон, чтобы срочно сообщить об этом президенту Бушу и спросить его, может ли он подтвердить предоставление помощи именно на эту сумму. И он подтвердил это. Я останавливаюсь на этом, потому что это был момент, когда в Украине начали серьезно рассматривать возможность участия страны в программе коллективного уменьшения угрозы. Эта программа до сих пор продолжается, хотя она уже приближается к своему завершению. В различных формах в пределах этой программы было израсходовано больше $1 млрд. Значение этой программы в том, что она дала очень важное направление для сотрудничества США с Украиной в технологической отрасли, в вопросах безопасности на следующие десять лет. Это сохраняет свое значение и сегодня. Представители госдепартамента, министерства обороны, администраций президентов Буша, Клинтона, Буша имели постоянные встречи со своими украинскими коллегами, это помогло построить тот уровень доверия, понимания, который мы поддерживаем и сегодня. Я думаю, у украинцев в результате сформировалась достаточно сильная уверенность в постоянном характере американской заинтересованности Украиной, американской преданности идее поддержки независимости Украины. Я могу вспомнить разговор с одним из украинских военных чинов, который отмечал необходимость строительства жилья для военнослужащих, увольняемых в результате сокращения. Следующим символическим шагом четыре года назад было отрезание хвоста у стратегического бомбардировщика Ту- 160, в котором я также участвовал. Этот процесс привел к дальнейшим переговорам с украинскими официальными лицами по проектам программы коллективного уменьшения угрозы. Сейчас Украина работает над военной реформой. Это очень непростой вопрос, в котором Соединенные Штаты предоставляли помощь и хотят помогать и в дальнейшем, чтобы Украина могла сформировать такие вооруженные силы и такого размера, которые требуются в современных условиях. Представители правительства США делятся с украинскими представителями своими соображениями относительно противоракетной обороны. Они упоминали о соображениях касательно дальнейшей судьбы стратегических сил США. Эти соображения могут на определенном этапе быть полезными и для Украины. Я хочу подчеркнуть, что таким образом происходит двухсторонний обмен очень важной информацией.
— Кстати, о противоракетной обороне. Определенные возражения по этой программе в Украине есть и, к тому же, существует определенная неудовлетворенность тем, что США не признали Украину стороной переговоров о дальнейшей судьбе договора от 1972 г.
— Позиция правительства США заключается в том, что угрозу для безопасности США могут представлять так называемые «страны-парии», которые могут шантажировать или запугивать США наличием ракет. Поэтому правительство США считает вполне логичным и законным исследовать и использовать возможные способы защиты от такой угрозы. Президент Буш говорил президенту Путину, что США хотели бы, чтобы Россия поняла законность обеспокоенности США своей безопасностью и согласилась бы на соответствующую модификацию международных договоров. Во всяком случае, продолжаются консультации, переговоры о том, как союзники и партнеры США могли бы воспользоваться испытаниями, технологиями, с которыми сейчас экспериментируют США в направлении разработки противоракетной обороны. Я присутствовал на рабочем обеде министра обороны Рамсфельда с российскими представителями. Мне показалось, что россияне проявили понимание наших соображений о важности тех экспериментов, которые мы проводим для создания ПРО. Со своей стороны, они хотели бы, чтобы мы отнеслись серьезно к их мнению по возможному сокращению стратегических ядерных вооружений. Сейчас этот вопрос обсуждается, и россиян очень интересуют точные технические данные, а также, как эти соображения выглядят с американской стороны. Частично их это интересует, ибо содержание такого оружия очень дорого, но они планируют уменьшение своих стратегических сил. Министр Рамсфельд отметил, что до конца сентября должна быть закончена разработка оборонной концепции. И тогда у США будут лучшие возможности обсудить это вопрос. Что же касается европейских лидеров — я понял, что вопрос ПРО может привести к спору между США и Россией, а они бы хотели, чтобы этого не случилось. В то же время они положительно относятся к тому, что и США, и Россия готовы сократить свои стратегические ядерные силы.
— И все-таки, США планируют задействовать Украину в этих переговорах как правопреемника договора по ПРО 1972 г. или нет?
— Я не знаю, насколько Украина может быть привлечена к этому процессу. Но, безусловно, руководство США будет держать в курсе своих планов руководство Украины в той же степени, в которой мы информируем о своих планах Россию. Залогом этого является то, что в течение всех этих десяти лет у нас постоянно продолжался процесс обмена информацией, процесс переговоров.
— Президент Буш-старший задавал в Киеве исторический вопрос — зачем Украине независимость? При президенте Буше- младшем у многих создалось впечатление, что украинско-американские отношения вследствие скандалов в Украине приблизились к минимально возможной температуре. Было много предположений о том, что политика США относительно Украины все еще не разработана. Существует и тот факт, что президенты Буш и Кучма еще ни разу не встречались. Каково ваше мнение об этом?
— В первую очередь, президент Буш попросил меня приехать в Украину для того, чтобы его здесь представлять. Он знает, что я — энтузиаст Украины, и был таковым в течение всех десяти лет. Он хотел, чтобы я передал и его энтузиазм как президента США. Я думаю, справедливо будет сказать, что мы, США, очень хотели бы пригодиться Украине по целому спектру вопросов, и мы постоянно ищем возможности, как это уместнее сделать. Моя страна была очень обеспокоена расследованием дел погибших журналистов в Украине, потому что мы серьезно относимся к свободе прессы и надеемся, что Украина к этому относится так же серьезно. У нас есть надежда, что в ближайшее время будут достигнуты серьезные результаты в этом расследовании. Мы приветствуем те свободные и честные выборы, которые Украина уже проводила, мирную передачу власти, которая в Украине уже происходила, что является очень сложным делом для недавно получившей независимость страны. В контексте парламентских выборов, которые состоятся в следующем году, очень важно обеспечить, чтобы не только само голосование, но и избирательная кампания была честной, чтобы были обеспечены свобода высказывания, свобода выбора, чтобы были представлены все мнения. Мы искренне рады высоким темпам экономического роста в Украине во второй половине 2000 года и еще более высоким темпам нынешнего года, мы с нетерпением ожидаем того момента, когда будет закончена работа над коммерческим кодексом, юридической реформой, законодательством в области контрактной сферы. Это предпосылка привлечения намного более значительных инвестиций для достижения еще больших экономических успехов и повышения уровня жизни.
— Можно ли понять ваши слова так, что развитие украинско-американских отношений в первую очередь будет зависеть от результатов расследования дел погибших журналистов, от того, насколько честно и открыто пройдут выборы, и какие именно законы будут приняты?
— У нас будут прекрасные взаимоотношения с Украиной. Не только правительство США, но и десятки тысяч американцев украинского происхождения ощущают энтузиазм относительно дальнейших успехов Украины. Я хочу сказать, что намного более широкая поддержка Соединенных Штатов будет иметь место, только если мы будем убеждены, что не только мартовские, но и все выборы в Украине будут проходить честно и открыто. Предприниматели, бизнесмены смогут сюда привезти инвестиции только тогда, когда они будут уверены, что создана достаточная юридическая структура для того, чтобы гарантировать целый ряд вещей. Таких, например, как защита прав совладельцев предприятий, защита прав владельцев акций, имеющих меньше голосов при голосовании. Американцы с настолько большим энтузиазмом относятся к Украине, что иногда они ощущают неудовлетворенность, разочарование по поводу того, что реформы здесь не продвигаются так быстро, как им подсказывает их энтузиазм. Мы себя уговариваем, что за десять лет не может произойти чудо, но подсознательно ощущаем, что это может произойти, и хотим как-то ускорить эти реформы.
— Пожалуйста, в двух словах: как вы видите стратегическое партнерство между Соединенными Штатами и Украиной?
— Общее ощущение обороны и безопасности. Признание важности независимости каждой из наших стран в этом довольно опасном мире.
— Чем именно независимость Украины важна для США?
— Мы считаем, что независимость Украины — это гарантия того, что Украина сможет найти полагающееся ей место в Европе. Соединенные Штаты всегда были довольно плотно задействованы в европейских событиях через НАТО в последние 50 лет, и, кстати, это были годы мира. Как независимая страна, Украина имеет право быть партнером в двухсторонних отношениях и партнером в «Партнерстве ради мира». С развитием событий в будущем у Украины будет возможность стать членом НАТО. Независимо от этого она может стать и членом Европейского Союза. Мы считаем, что перспектива Украины — это быть великим независимым государством, которое сможет брать на себя лидерство в Европе. Все эти возможности не были открыты для Украины, когда она была частью Советского Союза. Мы считаем, что за последние десять лет развитие демократических институций, уважение к правам человека, развитие основ рыночной экономики — это те ключевые индикаторы того, что независимость, десятилетие которой мы отмечаем, была наилучшим выбором и для Украины, и для всего мира.