Неоднозначную реакцию в социальных сетях вызвала новость по поводу законопроекта о регулировании налоговых правоотношений во время военного положения, внесенного в Государственную думу России на прошлой неделе. В частности, в проекте закона также предусмотрено наделение президента РФ дополнительными полномочиями в целях обеспечения безопасности государства и условий для отражения или предотвращения агрессии против России.
«Можно предположить, что готовится мобилизационный вариант управления, — пишет на своей страничке в Facebook московский журналист Дмитрий Шушарин. — Вопрос лишь в том, что будет поводом. Тут нужна либо затяжная война (с Грузией можно покончить за сутки), либо внутренняя дестабилизация — военное положение по польскому образцу». Он также продолжает, что вариантов развития событий два: «объявление войны Украине или масштабная провокация внутри страны. Даже не теракт — тут достаточно режима КТО. Это должно быть нечто очень серьезное и массовое».
На днях также стало известно, что в 2014 году в России будет создан Национальный центр обороны (НЦО). На время войны он должен выполнять функцию ставки верховного главного командования. Как сообщил министр обороны РФ Сергей Шойгу, эта структура будет включать три составляющие: «Центр управления стратегическими ядерными силами, Центр боевого управления и Центр управления повседневной деятельностью Вооруженных сил». Шойгу также отметил, что Центр будет руководить деятельностью не только Вооруженных сил, но и других силовых структур страны, пишет онлайн-издание «Взгляд».
Российский военный эксперт Александр ГОЛЬЦ считает такой поворот событий «не очень серьезным в нынешней обстановке». «Мобилизационный сценарий управления так и называется, потому что он не может длиться очень долго. Если кто-то рассчитывает всерьез, что в основе рыночной экономики длительное время управлять страной в мобилизационном режиме, он ошибается. Я вообще никакой связи не вижу между этим законопроектом и Украиной», — отметил в комментарии «Дню» эксперт. Он также добавил, что подобная инициатива — лишь свидетельство, что «кто-то занялся проблемами мобилизационной подготовки России, в которой есть немалое количество вопросов».
А вот на счет создания НЦО, господин Гольц считает, что это «усиливает позиции Шойгу». «Именно он будет координировать действия остальных ведомств в обороне России. Все это имеет очень длительную историю. В средине 1990-х пытались поговорить на это тему, но никак не смогли договориться. Однако если раньше это была теория, то сейчас более-менее понятно, что ведомства будут подчиняться в экстренных ситуациях Шойгу», — сказал Александр Гольц.
В то же время, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин БАДРАК не считает, что в интересах сегодняшнего «военно-политического руководства России развернуть военную кампанию против Украины». «У России сегодня гораздо больше рычагов давления на Украину невоенного плана — энергетического, информационного, даже военно-технического и технологического, что мы видим на примере авиапрома, который Россия хочет фактически удушить. При этом, для Кремля крайне невыгодно создавать реальную военную угрозу Украине», — отмечает господин Бадрак. По его словам, это только снимет разобщенность, которая условно существует между восточными и западными областями. «А во-вторых, это может дать новый всплеск антироссийских настроений в Украине. После таких действий говорить о каких-то объединительных процессах будет бессмысленно. Поэтому, я не думаю, что речь может идти о военной кампании. Скорее, это может быть связано со внутренними делами», — считает эксперт. По его мнению, у России и так достаточно много проблем кроме Украины. К примеру — ситуация на Кавказе и Дальнем Востоке. Скорее всего, это новая попытка информационными технологиями и созданием единой автоматизированной системы управления, улучшить ситуацию с управлением войсками российского государства», — резюмировал Валентин Бадрак.