Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Россия снижает цену на газ. Для Европы

Об Украине речь не идет
24 мая, 2012 - 12:38

Борьба украинской власти за снижение цены на российский газ напоминает сражение известного литературного героя с ветряными мельницами. Все попытки либо умаслить Кремль, либо надавить на него заканчиваются очередным провалом дежурного визита на берега Москвы-реки. Уже ритуально перед вояжем заявляется о скором достижении компромисса и так же ритуально об этом помалкивают при вступлении на украинскую землю. А между тем на мировом рынке энергоресурсов наступают другие времена. И, как всегда, наши власть имущие хоть прежние, хоть настоящие к этому оказались не готовы. Провалы их политики имеют глубокие внутренние причины, не в последнюю очередь и по непониманию происходящей в мире технологической революции. На этот раз речь идет не об информационных технологиях, хотя они к этому имеют косвенное отношение, а о способах добычи и транспортировки газа и нефти.

О сланцевом газе написано и сказано так много, что дошло даже до наших весьма консервативных чиновников и политиков. При всей важности этой новой технологии и связанных с ее развитием и широким внедрением перемен, стоит обратить внимание на другую — не менее важную и масштабную. Речь идет о добыче нефти из горючих сланцев и песков. По принципу она весьма сходна с добычей газа из сланцев. Более того, при добыче нефти из сланцев попутно получают газ и газовый конденсат. Не из всех скважин, но из большинства. В свою очередь, такие попутчики снижают стоимость добычи основного продукта, что сказывается на его конечной стоимости, как нефти, так и газа.

Мало кто обратил внимание, что в период острой фазы конфликта вокруг иранской ядерной программы существенного скачка цен на нефть не произошло. Были колебания, носившие спекулятивный и конъюнктурный характер, но апокалиптические прогнозы российских экспертов, что цены вырастут чуть ли не до 300 долларов за баррель, не сбылись. И угрозы иранских аятолл и президента Ахмадинежада оставить Европу без нефти мало кого испугали. Что же в первую очередь вселяло в европейцев такую уверенность? Несколько факторов, в том числе и развитие технологии добычи нефти из сланцев. Уже сейчас в США — пионера в разработке и использовании этой технологии — баррель из сланцев стоит 70 долларов. Эксперты говорят о снижении до 50 в ближайшие три года. В результате, если в 2007 году импорт нефти в США составлял 13—14 млн баррелей в день, то уже в 2011 году он упал до 8 млн баррелей в сутки (то есть на 43%) и продолжает падать. Если взять за основу среднюю цену в 80 долларов за баррель, то экономия на импорте составила 175,2 млрд долларов. Реально она еще больше. Отметим, что уже в прошлом году США стали нетто-экспортером бензина, в первую очередь — в страны Центральной Америки.

Такое развитие событий касается всех нефтедобывающих стран. Глава департамента Citi по исследованию энергетических и сырьевых рынков Европы Сет Кляйнман заявил: «Но для России очень важно понять, что сегодня происходит в США, где себестоимость сланцевой нефти уже сейчас составляет всего 70 долларов за баррель. Но она может упасть еще на 20—25% из-за того, что технологии непрерывно усовершенствуются».

Для Украины цена на нефть важна сама по себе, но с ней связана по определенной формуле и цена на газ. Так что снижение стоимости нефти неизбежно приведет к снижению ее цены и газа. Добавим к этому и фактор сжиженного газа. Последний теперь вместо США устремился в Европу. В результате привезенное в танкерах голубое топливо стоит почти на 100 долларов (за 1 тыс. м3) дешевле, чем полученное по трубам.

В «Газпроме» до определенного времени новых реалий на рынке газа предпочитали не замечать. Но даже если много раз повторять, что ночь — это день, светлее на улице не станет. Глава российского газового монополиста Алексей Миллер и его фракция в руководстве продолжает настаивать, что идти на уступки партнерам в Европе не нужно. Обойдется. Все это напоминает случай с руководителем британской почты. Когда ему показали один из образцов телефона профессора Белла, он ответил: «Возможно, американцы и будут его использовать, но мы вполне обойдемся мальчиками-посыльными».

Но вот до «Газпрома» и российских чиновников дошло. Заместитель главы Минэкономразвития Андрей Клепач заявил следующее: «Мы специально в прогнозе отмечали, что есть определенные дополнительные риски, связанные с ценами на газ. Сейчас с «Газпромом» и независимыми экспертами уточняем те возможные скидки от наших контрактов, на которые, по-видимому, придется идти. Поэтому, возможно, придется увеличить развилку между динамикой цен на нефть и динамикой цен на газ, что для бюджета, естественно, будет негативно».

Аналитики Сбербанка предсказывают обострение конкуренции и кардинальное изменение газовых рынков уже через четыре-пять лет, когда сланцевый газ начнет вытеснять российских экспортеров. Об этом же говорил журналистам в Вашингтоне бывший министр промышленности и торговли, а ныне глава Сбербанка Герман Греф: «В 2006—2007 годах высокие цены на нефть сыграли с нами злую шутку. Лишь бы они не сыграли злую шутку, когда упадут. Вот что может быть проблемой для нашей страны. Это очень серьезная проблема, очень».

А заместитель главы Минфина Сергей Сторчак проблем не видит: «Цены на нефть все еще высокие, достаточно комфортные для нас. Я не вижу больших рисков сейчас. Я не думаю, что мы должны бояться чего-то».

Итоги первого квартала оказались для российских газовиков довольно печальными. В Европе снижение закупок наблюдалось практически по всем странам, кроме Турции. В феврале этого года «Газпром» уже заявил о снижении цен на газ на 10% для европейских стран, в частности для Италии. Скидку получила Болгария, для которой цены на газ с 1 апреля снизятся на 11,1%. Об этом сообщил глава Министерства экономики, энергетики и туризма Делян Добрев. Кроме того, стороны создадут рабочую группу для работы над условиями нового контракта на поставку российского газа. Насчет Украины ничего такого не слышно.

Как отмечает аналитик независимого агентства «Инвесткафе» Виталий Михальчук, «крупнейшие покупатели — Германия и Италия — уменьшили закупки в первом квартале на 15% и 53% соответственно». Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин в московской «Независимой газете» отметил, что «Газпрому» и дальше придется отступать под натиском зарубежных потребителей. «Есть две концепции поведения — либо проявлять твердость и держать высокую цену для получения сиюминутной прибыли, либо действовать гибко. Алексей Миллер сторонник первой, но в нынешних условиях даже он вынужден отступать... Хотя Турции в обмен на «Южный поток» сделали такую скидку, что ее даже не озвучивают. Теперь снизили цену и Болгарии. Но вот стоит ли «Южный поток» таких затрат — большой вопрос».

Для Украины возникла проблема целесообразности реконструкции газотранспортной системы как транзитной по прокачке газа в Европу. Уже через несколько лет американский и канадский газ начнет поступать в Старый свет. Неизбежно будет падать подача российского газа не только по южному и северному трубопроводам, но и по нашей ГТС. Так стоит ли вкладывать миллиарды, если не ставить цель их распылять, а подходить по-государственному? Именно сейчас нужно вплотную и всерьез заняться прогнозированием потока энергоресурсов с учетом технологической революции. Вполне может случиться, что газ Украине придется покупать не у России, а в Европе, привозить его танкерами из Персидского залива, Северной Африки или Каспийского региона. Да и собственное производство, наконец, начнет расти.

А пока наш Президент, как мантру, повторяет набившую оскомину формулу о трехстороннем консорциуме для нашей ГТС. Уже и «Газпром» понял, что мир меняется, а мы все еще не можем понять этой простой истины.

Юрий РАЙХЕЛЬ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ