Как сообщили «Дню» в керченском пресс-центре «Тузла», когда этот номер готовился к печати, украинские пограничники пока остаются на острове Коса Тузла. По их данным, никаких команд о выводе с острова не поступало. Корреспондент «Дня» связался с главой крымского правительства Сергеем Куницыным, который входил в состав украинской делегации на московских переговорах по урегулированию ситуации в Керченском проливе. Премьер Крыма сказал, что, по его мнению, вопрос о выводе пограничных войск с острова Тузла может решать только Президент Украины после достижения взаимной договоренности с Владимиром Путиным о сохранении статус-кво в проливе до конца переговоров.
С другой стороны, по информации Керченского пресс- центра, работы на дамбе не прекращаются. Продолжается (правда, менее активное) строительство теперь уже вширь. Сергей Куницын рассказал, что «переговоры в Москве были очень непростыми», потому что «российская сторона занимает достаточно жесткую позицию в вопросах, касающихся Азовского моря, Керченского пролива, считает, что там нет границ и не должно быть, пока не подписано соглашение между государствами, а остров Тузла российской стороной признается спорной территорией». Вместе с тем, по мнению Сергея Куницына, российская сторона не представила достаточно убедительных аргументов о принадлежности острова, тогда как «мы апеллировали документами из архивов, картами — вплоть до карт Генерального штаба Вооруженных Сил Советского Союза с подписями».
Он рассказал, что в своем выступлении в ходе московских переговоров он привел, в частности, тот аргумент, что по последней Конституции СССР 1977 года границы союзных республик закреплялись в границах административных областей. Соответственно, остров Тузла, в свое время административно переданный в состав Крымской области, был и ныне является территорией Керченского горсовета. Все, что на острове построено, — на балансе керченских предприятий, а все жители острова — граждане Украины, напомнил Сергей Куницын.
Председатель Совета министров Крыма считает правомерным наличие на острове украинской погранзаставы, хотя ее появление фактически спровоцировано российской стороной: «Погранзастава появилась на Тузле после начала строительства дамбы, а до этого там не было ни одного пограничника».
Вместе с тем, для украинской стороны уже не может быть сомнения, что строительство дамбы менее всего связано с экологическими причинами, более того, руководят строительством совсем не из Краснодара. Российские газеты уже полностью раскрыли основные параметры этого замысла. Вот что в статье «Остров неподеленных сокровищ» писали «Известия»: «Я рад, что мой голос услышан, — говорит Геннадий Майков, возглавляющий историко-культурный центр «Тамань — ЮНЕСКО». — Будучи в свое время председателем Таманского сельсовета, я написал властям разных уровней сотни обращений, сюда приезжали пять депутатов Госдумы, но дело не двигалось с мертвой точки. А тут в конце сентября над косой пролетал на вертолете Путин, направляясь в Крым на встречу с Кучмой. И сразу же после его отъезда начались работы по воссоединению Тузлы с материковой частью. 17 сентября, уже после встречи с Кучмой, Путин сказал: «Мы договорились, что вернемся к проблеме Азовского моря». Затем Путин провел совещание в Ейске, где уточнил позицию: «Я бы хотел поговорить об Азово-Черноморском бассейне в целом. О военных и экологических вопросах в зоне, очень важной для России. Это зона наших стратегических интересов. Черное море обеспечивает прямой выход России к важнейшим глобальным транспортным маршрутам, в том числе энергетическим». Путин посетовал, что рубежи России в Приазовье не охраняются вовсе: «Серьезная проблема — комплексное обустройство сухопутной и морской границы России. Создание адекватной пограничной инфраструктуры. Она должна быть надежно оснащена. Где российская территория, в целом понятно. А где пограничники наши? Больше 10 лет ничего нет. Как же так?» Многие отметили: формально возведение дамбы началось 29 сентября, на деле первые работы пошли с 18 сентября, на следующий же день после отъезда Путина с Кубани... Краевая администрация потратила из своего бюджета на строительство уже 190 млн. рублей. По сведениям «Известий», федеральный бюджет пообещал компенсировать расходы. Что косвенно подтверждает: команда засыпать пошла с самого верха...» Корреспондент «Комсомольской правды» 25 октября в статье «Мы на косу не воевать приехали, а зарабатывать» пишет, что на машинах, отсыпающих дамбу, номера не только краснодарские, но и «адыгейские, ставропольские, татарстанские, саратовские и даже ямало-ненецкие». Это всероссийская стройка, заключает он, поскольку понятно, что краснодарский губернатор сам не мог мобилизовать столько техники из даже не соседних областей. В то же время, по данным «Комсомолки», уже сегодня стоимость дамбы в 30 раз превышает бюджет самой Тамани.
Как говорил журналистам Сергей Куницын, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев несколько недель прятался от его телефонных звонков. Видимо, коллеге, с которым он подписывал соглашение о сотрудничестве, просто нечего было сказать. И это говорит о том, что, готовясь к выборам, Ткачев, возможно, и был инициатором дамбы (как известно, проблема муссируется в Краснодаре уже 10 лет), но главное лицо в этом процессе «преобразования природы» совсем не он. Ибо продемонстрировав перед телекамерами «искреннее» удивление тем, что украинцы на том берегу «так всполошились» из-за попытки нарушить границу, он, тем не менее, улетел в Москву — получать инструкции о том, что делать с украинскими понтонами, перегородившими путь дальше? И это подтверждает, что все решения по дамбе принимает не он…
На самом деле, главные события вокруг дамбы еще впереди. Активисты Крымского гражданского форума, которые в пятницу пикетировали российское консульство в Симферополе, считают, что все только начинается.
Дамба — это не только способ давления на Украину с целью добиться односторонних уступок по разделу Азовского моря и Керченского пролива (это, видимо, только первый этап), но это — предмет долговременного и постоянного политического давления с целью создать пограничную проблему и осложнить вступление Украины как в НАТО, так и в европейские структуры. Видимо, слова Волошина, сказанные украинским журналистам в режиме «без диктофона», много значат: и то, что решения принимаются совсем не в Краснодаре, и то, что истинная цель — владение Керченским проливом, и то, насколько далеко россияне готовы пойти в этом «дамбовом» процессе.
Что касается экологии, то дамба — бессмысленное сооружение в экологическом плане. Как известно, раньше таманцы жаловались на размывание берегов. Чтобы предотвратить его… они сами прорыли канал поперек перешейка на Тузлу, который и был расширен самой природой до отделения косы от Тамани. Как говорят крымские экологи, восстановление дамбы не устранит размыв берегов Тамани, а наоборот — усилит его. Ведь при течении — и из Черного моря в Азовское (в проливе оно периодически меняется) давление воды на мыс Железный Рог будет усиливаться, а при течении из Азовского моря в Черное дамба будет запирать воду в Таманском заливе — уровень воды будет неконтролируемо повышаться и затапливать те огороды и дороги, которые губернатор Ткачев стремиться защитить именно от подтопления. Более того, никому не известно, что будет, если повторится ситуация, например, февраля 1945 года: тогда во время бурной оттепели после суровой зимы паковыми льдами Азова снесло мост, построенный из немецких материалов. Пролив в такой ситуации и так почти каждую зиму бывает запакован льдами, а если его еще перегородить дамбой, то куда им деваться?
Во-вторых, у россиян слишком слабые юридические аргументы — говоря об отсутствии каких-то актов передачи Тузлы от Краснодарского края Крыму, они и сами понимают, что при наличии документальных решений органов верховной власти и фактическом исполнении решений на деле за отсутствие актов можно только объявить выговор по партийной линии бывшему секретарю Краснодарского крайкома КПСС.
И в-третьих, уж совсем слабы экономические доказательства. Керчь-Еникальский канал — это же не манна небесная, как представляют его российским телезрителям, что вот, мол, отвоюем у Украины канал и получим дармовые сотни миллионов долларов. Керчь-Еникальский канал прорыт силами Керченского морского торгового порта, на это затрачены огромные деньги, он всегда состоял на его балансе, периодически углубляется и прочищается им, поскольку его постоянно заносит илом. Порт берет деньги совсем не за красивые глаза капитанов судов, а как конкретное предприятие за оказанные им услуги по проводке кораблей. При чем здесь Россия? К тому же, в любом случае канал останется на своем месте, то есть в непосредственной близости к керченскому берегу, на территории Украины, как ни «рисуй» границу. Фактически претензии на Керчь-Еникальский канал — это претензии на Керченский порт. Капитанам и судовладельцам было бы смешно, если бы Керчь-Ениканальский канал в непосредственной близости от Керчи стал обслуживать, например, Таганрогский порт, до которого плыть и плыть. Во-вторых, десятки и сотни миллионов долларов за проводку судов, которыми сейчас оперируют политики (фигурировала даже цифра в 900 миллионов!), не больше, чем их выдумка. В год Керченский порт, по данным Сергея Куницына, за проводку судов по Керченскому проливу получил примерно $8 миллионов, в том числе от российских судовладельцев — 1 миллион. Всего. Выдумки о том, что Украина «не позволяет российским судам проходить по проливу» или «может пригласить в Азовское море корабли НАТО» следует вообще отбросить как чисто пропагандистские. Никто россиянам не запрещает плавать в любом месте Азова или проходить по проливу. А океанские военные корабли из-за недостаточной глубины Керчь-Еникальского канала просто не пройдут через него в Азовское море. Таким образом, выслушивая претензии россиян на Керченский пролив, можно с точностью определить цену российской дружбы с нами — $1 миллион им кажется огромной суммой, или они позарились на половину от тех 8 миллионов, которые Керченский порт зарабатывает трудом керчан?
Россияне настолько скрывают истинный замысел дамбы, что просто запутались в доказательствах. Доводы Украины о законном владении островом Тузла на них не действуют, так как цели выходят далеко за пределы и острова, и дамбы. Россияне сейчас от Москвы до Краснодара ищут «противоядие» против трех украинских понтонов, преграждающих путь дамбе. И весь вопрос в том, как скоро они его найдут…