Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Рост фальсификаций и «умное голосование»

Прошедшие в более чем 80 регионах России в это воскресенье местные выборы особых сюрпризов не принесли
15 сентября, 2020 - 19:25

О непризнании выборов в аннексированном Крыму уже объявил Евросоюз. Все переизбиравшиеся губернаторы от «Единой России», в том числе недавно назначенные, сохранили свои посты уже в первом туре. Здесь сработал «фактор Фургала». С партиями т.н. «системной оппозиции», т. е. с КПРФ, ЛДПР и «Справедливой Россией», администрация президента России и руководство Федерального Собрания загодя провели «разъяснительную работу» и договорились, что в тех регионах, где позиции «Единой России» не слишком сильные, другие думские партии сильных кандидатов в губернаторы не выставляют. В виде компенсации они должны будут получить посты председателей законодательных собраний или сенаторов в некоторых регионах.

Независимые же кандидаты в губернаторы либо не регистрировались, либо, будучи зарегистрированы, фактически были лишены возможности вести предвыборную кампанию. Будучи запуганы примером судьбы хабаровского губернатора, они предпочитали критиковать правящую партию и ее представителей сугубо формально, явно демонстрируя, что побеждать они не собираются. Так что исход губернаторских выборов во всех регионах был предрешен заранее. Появления «второго Фургала» власти не допустили. Проиграв в Хабаровском крае, где арест популярного губернатора спровоцировал массовые и долговременные протесты, с которыми и местные, и центральные власти до сих пор не знают, как справиться, на остальной территории страны Путин скорее выиграл, запугав тех из своих оппонентов, кто, будучи связан с региональным бизнесом, прежде рисковал всерьез баллотироваться в губернаторы. Возглавляемая Алексеем Навальным внесистемная оппозиция всерьез повлиять на исход губернаторских выборов ни в одном регионе не рассчитывала.

Что же касается выборов в законодательные собрания разных уровней, то здесь как раз и должно было сработать предложенное Навальным и Фондом борьбы с коррупцией «умное голосование», когда все недовольные действующей властью должны, организуясь через социальные сети, голосовать за такого кандидата, прямо не связанного с «Единой Россией», у которого есть наибольшие шансы на победу. Борясь с «умным голосованием», власти растянули процесс выборов на три дня, расширили применение дистанционного голосования и значительно ограничили возможности независимых наблюдателей. И все же полностью превратить голосование на региональных и местных выборах в фарс им не удалось. Кое-где «умное голосование» все-таки сработало. Вот что говорит по этому поводу директор Фонда борьбы с коррупцией Иван Жданов: «»Умное голосование» не сработало там, где просто пишут результаты выборов с потолка. Прежде всего, это такие регионы, как Татарстан, Еврейская автономная область, где уже досрочно проголосовали практически 50% (характерно, что в подобных полностью управляемых регионах результаты губернаторов были близки к центрально-азиатским. Так, в Еврейской автономной области Ростислав Гольдштейн набрал 82,5% голосов, а на Камчатке Владимир Солодов — 80,51%. — Б. С.) Нельзя назвать выборами, если миллион человек проголосовал до дня голосования. Никакие тактики здесь не сработают».

Но в других регионах «умное голосование» дало определенные результаты, особенно на местных (городских и муниципальных) выборах, а также на выборах в некоторые региональные заксобрания. По словам Жданова, «на «Умном голосовании» сказались те расследования, которые сделал ФБК из Новосибирска и Томска, где отравили Алексея Навального. Я абсолютно уверен, что в Томске такой оглушительно успешный результат «Умного голосования» в том числе из-за того, что томчане разделили переживания об Алексее Навальном и разделили всю эту трагедию». Это утверждение, к сожалению, сейчас невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. Не исключено, что и без отравления главы ФБК его сторонники получили бы в Новосибирске и Томске примерно такие же результаты. Влияние фактора отравления Навального «Новичком» (т. е. по прямому приказу Кремля) и его более или менее длительного отсутствия в российской политике лично, пока еще невозможно оценить. В то же время, как символ, он в ней все равно присутствует, и отравление только повысило его символическое значение. Это, безусловно, работало на успех «умного голосования». Однако в противоположном направлении действовал тот фактор, что Алексей Анатольевич не мог сам координировать действия оппозиции в течение трех дней голосования.

Но, в любом случае, налицо успех оппозиции в ряде относительно крупных городов — областных центров. Так, «Единая Россия» по итогам прошедших выборов получает в городской думе Томска лишь 10 мандатов из 37, потеряв там партийное большинство. За кандидатов «ЕдРа», у которого в прежней думе было 32 места, на этот раз проголосовало менее четверти жителей Томска. Также «Единая Россия» потеряла большинство и в городском законодательном собрании Новосибирска. Известно, что в городском собрании Томска получили мандаты глава местного штаба Навального Ксения Фадеева и ее заместитель Андрей Фатеев.

Окончательно итоги местных выборов в России еще не подведены, но общие выводы сделать уже можно. Нынешняя избирательная система, с учетом недавно принятых поправок, открывает зеленый свет для фальсификаций и подтасовок и максимально сужает поле деятельности оппозиции, как системной, так и, в особенности, внесистемной. Как-то бороться за власть она может теперь только в относительно крупных городах — областных центрах, где можно обеспечить хоть какое-то противодействие фальсификациям и контроль за процессом голосования. При этом можно не сомневаться, что в Москве и Петербурге Кремль и губернаторы любой ценой будут препятствовать прохождению сторонников Навального в органы законодательной власти. Несомненно, что ФБК в ближайшем будущем сосредоточится именно на областных центрах. Власти это понимают и будут стараться препятствовать росту влияния внесистемной оппозиции в крупных городах. Сейчас уже очевидно, что посредством выборов нынешний режим смещен быть не может, и внесистемной оппозиции, хочешь не хочешь, придется прибегать к внепарламентским методам борьбы. Один из этих методов — расследование коррупции в высших эшелонах российской власти, уже очень хорошо освоен Навальным. Но для прихода к власти потребуются и другие методы.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ