Сеголен Рояль вырвалась на передний план из группы социалистов, стремящихся сменить Жака Ширака на посту президента Франции. Еще несколько месяцев назад никто не поставил бы и одного евро на такую перспективу. До недавнего времени Рояль, являющаяся всего лишь главой одного из 22 региональных правительств Франции, была известна в основном как подруга лидера Социалистической партии Франсуа Олланда. Однако, согласно опросам общественного мнения, она является единственным кандидатом от левых сил, способным одержать победу над Николя Саркози — нынешним министром внутренних дел и вероятным фаворитом на роль лидера правоцентристских сил на президентских выборах в мае следующего года.
Как же Рояль удалось подняться так высоко в столь короткий срок? Одна из причин заключается в том, что она является единственным свежим лицом среди социалистов, борющихся за выдвижение своей кандидатуры от партии. Лоран Фабиус, Мартин Обри, Доминик Строс-Кан, Джек Ланг и даже Олланд являются бывшими министрами, нейтрализовавшими друг друга, в то время как Лионель Жоспен — бывший премьер министр — решил положить конец своей политической карьере после поражения на выборах 2002 года. У каждого из них есть свои сильные и слабые стороны, но никто, похоже, не в состоянии составить конкуренцию Саркози. Действительно, перед лицом лидирующего положения Рояль, Жоспен и Олланд решили выйти из президентской гонки.
Таким образом, существовала необходимость заполнить образовавшийся вакуум наряду с сильным желанием возрождения со стороны верных сторонников партии. Главным достоинством Рояль является то, что она не принимала участие в многочисленных внутренних распрях, вызвавших гнев активистов партии и избирателей, а отсутствие прямой ассоциации ее имени с руководством партии дало ей возможность избежать ответственности за его ошибки. Вот почему ее периферийное положение является отнюдь не недостатком, а одним из ее главных достоинств.
Она имеет небольшой и политически незначительный министерский опыт: министр охраны окружающей среды в 1992 — 1993 годах, заместитель министра среднего образования в 1997 — 2000 годах и министр по семейным делам в 2000 — 2002 годах, и привлекла внимание людей главным образом своей работой над повседневными проблемами, такими как детские программы на телевидении и плохое обращение с детьми в школах. Но, в то время как другие политики не считают эти вопросы политически важными, они имеют большое значение для простых людей. Именно поэтому люди считают ее искренним политиком, а не человеком, которого заботят только личные амбиции.
В вопросах безопасности и образования Рояль придерживается жесткой линии, что отличает ее представления от классических левых взглядов. Это также является преимуществом в стране, где безопасность сегодня является основным приоритетом для большинства людей. Как мать четверых детей, заявляющая о своей вере в традиционные семейные ценности, она привлекает симпатии правых избирателей, тогда как ее внебрачные отношения с Олландом, представляют ее типичной современной женщиной.
Более того, тот факт, что она — женщина, является огромным преимуществом. Если вопрос ставит ее в тупик, она обычно отвечает: «Вы бы задали этот вопрос мужчине?» С тех пор, как популярность Лорана Фабиуса резко упала после того, как он посмеялся над ее кандидатурой, спросив: «А кто будет смотреть за детьми?», ее оппоненты опасаются показаться женоненавистниками в своих выступлениях против нее, и в ответ на их критику она немедленно принимает позу невинной жертвы, несправедливо пострадавшей от рук хулиганов-мальчишек.
Как политический тактик, она также проявила новаторство, организовав свою кампанию в интернете, планируя составить предвыборную программу из ответов избирателей. Ее девиз: «Моя программа — ваша программа», может оказаться популярным среди граждан, которые, как и во многих других демократических государствах, не доверяют своей политической элите. Несмотря на то, что как и большинство представителей политического класса Франции, она получила образование в Ecole Nationale d’Administration (ENA), она с презрением отвергает язык и культуру этой фабрики французской политической элиты. И последнее, но не менее важное обстоятельство: она — привлекательная женщина. Ее фотографии в купальном костюме, сделанные папарацци летом, вызвали много разговоров во Франции.
Но игра еще не закончена. 17 ноября социалисты выберут своего кандидата. Отставая от нее в опросах общественного мнения, другие претенденты подчеркивают отсутствие у нее четких позиций по вопросам экономической политики и международных отношений. Никому не известно ее мнение относительно Ближнего Востока, терроризма, ядерного сдерживания и международной безопасности. Во время недавней войны в Ливане она попросила вмешательства Билла Клинтона — недостаточная реакция для многих людей.
Отсутствие у Рояль предвыборной программы является ее сильной стороной, но может подорвать ее позиции в будущем. В конечном итоге она будет вынуждена отказаться от своей напускной неопределенности и может поплатиться за это. Немногие избиратели готовы поддержать кандидата, чья политическая программа основана исключительно на образовании и охране семьи. Некоторые социалисты опасаются, что в случае выдвижения ее кандидатуры, она не сможет противостоять Саркози во время прямых дебатов.
Более того, результаты опросов общественного мнения во Франции являются ненадежным прогнозом. С 1981 года ни один фаворит опросов общественного мнения не одержал победу на президентских выборах. Согласно опросам общественного мнения, Валери Жискар д’Эстэн, а не Франсуа Миттеран должен был быть избран в 1981 году. В 1988 году всего за несколько месяцев до выборов Раймон Бар (бывший премьер-министр) был главным фаворитом, но не прошел даже во второй тур. За несколько недель до выборов в 1995 году положение Жака Ширака казалось настолько плохим, что журналист напрямик спросил его в прямом телеэфире, не лучше ли ему отказаться от участия в президентской гонке. А Жоспен считался единственным возможным победителем в 2002 году до того, как оказался на третьем месте позади Ширака и Жана-Мари Ле Пена.
Но Рояль уверена в своем будущем. Она отнюдь не слабый претендент, быстро набирает опыт и имеет сильную команду. Если ей удастся усилить свою программу в области внешней политики, она вполне может открыть новую главу в политической истории Франции.
Паскаль БОНИФАС — директор Института международных и стратегических отношений (IRIS) в Париже.