Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Русский с китайцем»...

18 июля, 2001 - 00:00

Пребывание в российской столице председателя КНР Цзян Цземиня, подписание соглашения, которое и в Москве, и в Пекине расценивают как беспрецедентное — все это свидетельствует, что России и Китаю удалось довести отношения, почти замороженные в коммунистические времена, до точки кипения. И, казалось бы, стоит только радоваться по поводу того, что два крупнейших государства Евразии наконец являются не врагами, а почти друзьями… Однако здесь возникает сразу вопрос — а против кого приятельствуют русский с китайцем?

Очевидно, против кого — против Соединенных Штатов Америки, которых оба государства считают страной, способной монополизировать место супердержавы. Вспомним слова Бориса Ельцина, который говорил, что в мире все решают президент России и председатель Китая, а не президент США. И интерес российской политической элиты к «китайскому пути» в реформах, и странная уверенность, что «вместе можно остановить американцев»…

Разногласия в позициях Москвы и Пекина состоят между тем в перспективе видения. Россия уже БЫЛА супердержавой — во времена Советского Союза. Китай уверен, что скоро он этой супердержавой БУДЕТ. Для России сотрудничество с Китаем — шанс напомнить о потерянном величии. Китай ищет не союзников, а страны, которые помогут ему супердержавой стать. В Москве уверены, что используют китайцев для возрождения своей мировой роли. А на самом деле китайцы используют Россию — грубо, талантливо, почти откровенно. Дружба закончится именно в тот день, когда Китай почувствует, что уже стал супердержавой. Тогда он будет пытаться решать судьбу мира в соперничестве (или сотрудничестве) с США. И судьбу России, конечно, тоже…

Конечно, усиление Китая является невыгодным для американцев до тех пор, пока Китай не избавится от авторитарного режима, не станет страной, которая разделяет общемировые ценности не только в экономике отдельных районов, но и в политике, и в правах человека, и в свободе прессы…Однако еще больше оно невыгодно России. Чем отличается американский уклад от китайского, объяснять не требуется. Однако на всякий случай стоит вспомнить, как вел себя со своими «друзьями» Советский Союз, когда был супердержавой…

Виталий ПОРТНИКОВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ