Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Рычаг для ускорения интеграции»

Украина председательствует в Стратегии Европейского союза для Дунайского региона
10 ноября, 2021 - 15:23

С  1 ноября Украина начала председательствовать в Стратегии Европейского союза для Дунайского региона и стала первой страной, которая, не будучи членом ЕС, получила это право.

Заявку украинского правительства о намерениях председательствовать в 2022 году поддержали все 13 страны-участниц, 9 из которых являются членами ЕС. О планах и приоритетах во время председательствования, а также перспективах этой деятельности для Украины поговорили с национальным координатором, заместителем министра развития громад и территорий Игорем КОРХОВЫМ.

«УКРАИНА ПРЕДСТАВЛЕНА ВО ВСЕХ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СТРАТЕГИИ»

– С 1 ноября Украина официально начала председательствовать в одной из инициатив Европейского союза – Дунайской стратегии. Какие направления деятельности предусматривает эта Стратегия? И какие основные аспекты нашего сотрудничества?

– Макрорегиональные стратегии ЕС были созданы с целью, чтобы страны одного региона имели возможность объединяться и решать общие проблем, а также лучше использовали имеющийся у них потенциал, например, в сфере экологии, судоходства, мировой конкуренции и тому подобное.

Дунайская стратегия была создана в 2011 году как объединение стран бассейна реки Дунай. В ее состав вошло 14 стран, в том числе и Украина. На сегодня Стратегия насчитывает 12 приоритетных направлений сотрудничества, которые координируются определенными странами. К ним относится: повышение качества образования,  контроль экологических рисков, сохранение ландшафта и биомногообразия, развитие «общества знаний», поддержка конкурентоспособности предприятий, безопасность,  транспорт, энергетика, культура и туризм.

Преимущество такой формы сотрудничества в том, что она дает возможность странам, которые не являются членами ЕС, работать на равных условиях с государствами ЕС. Так, они имеют возможность получить поддержку и использовать приобретенный другими странами опыт для  эффективной реализации проектов на национальном и региональном уровнях.

Безусловно, макрорегиональная политика, что выходит за пределы нынешних административных границ ЕС и охватывает соседние страны, способствует экономической, социальной и территориальной сплоченности всего Дунайского региона.

Сейчас Украина представлена во всех приоритетных направлениях Стратегии. А вместе с коллегами из Австрии и Молдовы мы сокоординируем Приоритетное направление 9 – «Люди и навыки». Украина, вне сомнения, достигла значительных успехов в рамках Приоритетных направлений 1а –  «Внутреннее судоходство» и 11 – «Безопасность». Нам удалось имплементировать общие формы пограничного контроля ДАВИД, что позволяет украинским судам быстрее проходить пункты пограничного контроля Дунайских стран.

–  Что предусматривает процесс председательства?

– Председательство предусматривает формирование политических и тематических приоритетов, которые будут сквозными в работе всей Стратегии на протяжении определенного года. Это возможность формировать повестку дня и способствовать выполнению Плана действий Стратегии. Также страна, которая председательствует, осуществляет модерацию диалога между всеми 14 государствами-участницами, способствует выполнению целей и задач Стратегии, проведению министерских встреч, обсуждений, организации конференций и Ежегодного форума при участии первых лиц государств-участниц.

Важнейшим компонентом председательства является формирование и поддержка нескольких тематических приоритетов определенной сквозной темы, которая является важной для стран-участниц и требует дополнительного акцентирования на протяжении года.

«БОЛЬШОЙ ИМИДЖЕВЫЙ ПРОРЫВ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ»

– Украина стала первой страной - не членом ЕС, которая взяла на себя председательство в Стратегии Евросоюза для Дунайского региона. Почему Украина подала такую заявку, что может нам дать эта позиция?

– Украина является участницей только одной макрорегиональной Стратегии ЕС, однако именно такой формат сотрудничества с ЕС является рычагом для ускорения европейской интеграции Украины и вынесения на повестку дня важных для нас вопросов. Дунайская стратегия – это пример скоординированного подхода к развитию макрорегиона,  объединяющего не только страны, которые являются членами ЕС, но и соседние страны, в том числе и Украину. Это дает  возможность нам полноправно, на уровне с государствами ЕС, определять повестку дня и влиять на процессы в регионе.

Для Украины это бесценный опыт, который поможет выйти на качественно новый уровень в сотрудничестве со странами Стратегии и институциями ЕС на пути к европейской интеграции, территориальному развитию, наладить региональное сотрудничество с соседними странами и зарекомендовать себя в качестве надежного партнера, готового брать ответственность и в дальнейшем формировать новые потенциальные направления для сотрудничества.

Для Украины это большой имиджевый прорыв на международной арене. Председательство должно обеспечить понимание того, что мы поддерживаем внедрение европейских инициатив и продемонстрировать наши безоговорочные евроинтеграционные стремления.

Председательство – это шанс активизировать работу и приобщиться к деятельности Стратегии с большей силой. По существу, мы можем говорить о новом этапе участия Украины в сотрудничестве со Стратегией, что даст возможность нам показать себя в разных направлениях деятельности.

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ДУНАЯ В ТРАНСПОРТНОЙ И ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

– Когда появилась эта новость, вы заявили, что «мы будем работать над тем, чтобы найти взаимовыгодную ситуацию. Украина должна что-то получить, и Стратегия ЕС также должна что-то получить от Украины». А что конкретно?

– Стоит начать с того, что это не только новый опыт для нас, но и для самой Стратегии. За 10 лет своей деятельности участники впервые доверили председательствовать стране, которая не является членом ЕС, и дали нам право формировать приоритеты совместной деятельности на следующий год.

Общая цель всех стран  – процветание и экономическое развитие Дунайского региона, который является важной частью всего европейского пространства. Украина продемонстрировала активную заинтересованность и готовность принять председательство в 2022 году. Это положительно восприняли участники Стратегии.

Мы надеемся, что наш опыт в первую очередь станет полезным для стран, которые не являются членами ЕС, учитывая, что уже с 2024 года последовательность председательства будет осуществляться в алфавитном порядке, и каждая страна будет иметь возможность попробовать себя в этой роли.

Также все приоритеты, которые сейчас стоят в повестке дня Стратегии, уже интегрированы в нашу Программу председательства. Для нас это возможность поднять те вопросы, которые волнуют нас и являются важными для других стран и ЕС. Это, к примеру, усиление роли бассейна реки Дунай и повышение роли Дуная в транспортной и туристической отрасли. Также нам как стране, в которой активно развивается процесс диджитализации и цифровой трансформации, действительно есть что показать и предложить странам Дунайской стратегии в этой сфере.

После нашего председательства как Украина, так и Стратегия должны стать сильнее – в первую очередь институционно.

Вы также отмечали, что для Украины важно изучать опыт стран Западных Балкан, которые «на шаг впереди от нас в плане евроинтеграции». О чем именно идет речь?

– Участие стран, не являющимися членами ЕС в таких европейских инициативах, имеет не только возможности, но и определенные вызовы. В контексте этого для Украины важно использовать опыт других стран для внедрения европейских инструментов государственной политики, направленной на эффективную интеграцию в европейское пространство.

Страны Западных Балкан в контексте европейской интеграции имеют ряд преимуществ, связанных с их территориальным положением, тесными социокультурными связями со странами, которые уже являются членами ЕС, а также скоординированную политику, направленную в поддержку европейских инициатив. Дунайская стратегия является хорошим инструментом в этом процессе, ведь уделяет отдельное внимание поддержке стран, которые не являются членами ЕС.

От государств Западных Балкан нам необходимо перенять, прежде всего, их опыт активности в европейских инициативах и усилить деятельность по всем направлениям Дунайской стратегии. Нам важно стать полноправным игроком на международной арене, самостоятельно инициировать и приобщаться к европейским проектам.

Также мы планируем увеличить количество украинских регионов, на которые распространяется Стратегия. Сейчас это четыре области – Одесская, Закарпатская, Черновицкая и Ивано-Франковская.

– В сентябре правительство своим распоряжением утвердило Программу и План мероприятий председательства Украины в Дунайской стратегии. Какие приоритеты на 2022 год Украина там определила для координации всех  участников Дунайской стратегии?

– В программе определены два блока наших приоритетов. Это – политические,  направленные на повышение институционной возможности Стратегии и привлечение общества к участию в принятии решений, а также тематические. К тематическим направлениям председательства Украина определила «Устойчивое развитие Дунайского региона: декарбонизация и трансформация экономики», а также «Развитие человеческого капитала и рынков труда».

В данное время Дунайский регион, как и вся Европа, является недостаточно подготовленным к растущей интенсивности, частоте и распространенности последствий изменения климата, особенно учитывая все больший объем выбросов парниковых газов. Именно поэтому адаптация к изменению климата стала неотъемлемой частью «Европейского зеленого курса» и его внешнего измерения.

В этом контексте особенное значение приобретает декарбонизация экономики, которая тесно связана с вопросами экологии и будущего развития человечества. Мы должны работать над тем, чтобы обеспечить постепенный отказ от традиционных источников энергии  и перейти к возобновляемым или альтернативным. Активизация этой тематики должна обеспечить поиск общих путей решения этой проблемы в Дунайском регионе, что может стать хорошим примером для всего европейского сообщества.

Что касается развития человеческого капитала и рынков труда, то стоит отметить, что в течение последних лет на территории Дунайского региона наблюдаются существенные диспропорции, в частности в уровне занятости населения, что периодически увеличивается. Особенно, это стало заметно на фоне кризиса, вызванного распространением пандемии COVID-19. Новые вызовы требуют новых подходов и решений.

– Вы сказали о новых вызовах и необходимости поиска путей их решения. Развивают ли страны-участницы новые возможности Стратегии, в частности в борьбе с последствиями пандемии, вызванной COVID-19? И как этому будет способствовать Украина во время председательства в 2022 году.

– Пандемия COVID-19 стала вызовом во всех приоритетных направлениях Стратегии, реализация которых должна осуществляться в соответствии с новыми условиями. Формат работы Стратегии очень удобный для развития такого направления деятельности, ведь предусматривает возможность прямого диалога на правительственном уровне для поиска оптимальных путей решения.

Украина, безусловно, поддерживает поиск новых возможностей Дунайской стратегии и считает необходимым направить общий потенциал стран-участниц на борьбу с последствиями пандемии.

Кроме того, председательствуя в Стратегии, мы планируем сосредоточить свое внимание в первую очередь на темах, где последствия коронавирусного кризиса стали самыми чувствительными, и на сферах, где усиление мероприятий по возобновлению, сплоченности и сближению являются сейчас самыми весомыми для содействия благосостоянию жителей Дунайского региона.

Стратегия должна быть эффективным инструментом в таких случаях путем общего институционного сотрудничества и помощи.

Фото из сайта danube-region.eu

Ольга ХАРЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ