Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«С Россией пора вести себя как равноценное государство»

29 октября, 2003 - 00:00


Варшава не собирается принимать посредническое участие в урегулировании ситуации вокруг острова Коса Тузла. Об этом на прошлой неделе заявил в интервью «Известиям» президент Польши Александр Квасьневский. «Было бы наивно пытаться повлиять на отношения супругов, живущих вместе не один десяток лет. Мы знаем наше место в мире и понимаем, что получим «по рукам», если вместо политики содействия будем занимать позицию адвоката в существующих между государствами противоречиях», — отметил президент. Это очень неожиданное для многих в Украине высказывание. «День» обратился за комментарием о ситуации вокруг Тузлы к польскому эксперту Анне ГУРСКОЙ, эксперту Центра восточных исследований. Первый вопрос касался заявления польского президента.

— Я не вправе комментировать заявление президента. Однако абсолютно понятно, что ситуация, сложившаяся вокруг Тузлы, должна решаться Украиной и Россией. Две стороны должны сесть за стол переговоров, и договориться, как этот сложный вопрос решить, чтобы все вернулось на круги своя, нормализовалось.

— Не считаете ли все-таки, что посредники должны были бы быть, ведь стороны неравносильны?

— Я думаю, Украина должна быть более уверена в своих возможностях, в том, что она достаточно сильное государство, чтобы отстаивать свои интересы. Тут как раз и есть та проблема, которая очень часто бывает в отношениях Украины и России. Киев сам не ощущает себя равноправным партнером. Пора забыть о таких отношениях и вести себя на переговорах как равноценное государство. В ситуации с Тузлой у Украины как раз есть повод проявить себя, разговаривать за переговорным столом как равный с равным.

— Как вы оцениваете действия России и реагирование на них Украины?

— Здесь есть много составляющих. Бесспорно, если посмотреть на высказывания некоторых политиков с российской стороны, то можно сделать вывод, что практически не звучит конструктивных голосов по поводу путей решения проблемы. Возможно, пока что не выявились те силы, которые заинтересованы в нормальном развитии отношений с Украиной. Когда мы слышим заявления Рогозина или Волошина, то это вызывает определенную обеспокоенность. Что касается реакции Украины, то она в какой-то степени эмоциональная, но, хотела бы отметить, — и очень корректная. Единство украинских парламентариев, проголосовавших за последнее заявление по Тузле, демонстрирует, как этот конфликт сплотил актеров украинской политической сцены. С другой стороны, почти все политики стараются заработать какие-то дивиденды на этом деле. Это несколько настораживает. В конце концов возникшую проблему нужно решить. С другой стороны, можно сказать, что в Украине не в достаточной мере выработан системный подход к реагированию в случае конфликтных ситуаций. Кто автор конфликта? Очень сложно сказать. Сейчас можно рассматривать множество возможных вариантов. Звучит много мнений по этому поводу, однако не каждое основывается на достоверной информации. Можно было бы попробовать вычислить автора в соответствии с тем, кто заработает больше всего дивидендов во время разрешения проблемы. Существует немало сведений, которые подтверждают заинтересованность различных политических сил, а также их возможный выигрыш в этом деле. Однако я не рискну сейчас сказать, кто за этим может стоять.

— Создается впечатление, что другие страны устранились от «тузлинской проблемы». Имеются в виду весьма неоднозначные заявления дипломатов США, Франции, Китая, Польши. Не означает ли это, что для этих государств отношения с Россией более важны, нежели с Украиной?

— Для этих стран так же важны отношения с Украиной, как и с Россией. Для всех важно, чтобы в этом регионе ситуация оставалась стабильной. Вполне нормально, что многие страны хотя бы на уровне посольств в Киеве обратили внимание на конфликт. Они призывают к тому, чтобы стороны пришли к компромиссу путем переговоров. Также абсолютно нормально, что конфликт должны решать государства, заинтересованные в этом. Я не вижу здесь ничего, что могло бы свидетельствовать, будто Украину каким-то образом оставили в одиночестве.

— Насколько широко проблема Тузлы обсуждается в Польше?

— Она появляется время от времени в наших масс-медиа. Особенно тогда, когда речь идет об обострении ситуации. Почти во всех средствах массовой информации выражаются надежды, что у Украины и России хватит политической мудрости решить эту проблему. Отсутствуют какие-либо обеспокоенности или прогнозы, что ситуация может выйти из-под контроля и привести к серьезному обострению.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ