Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Санкции о двух концах

29 июля, 2003 - 00:00

Конгресс США почти единодушно проголосовал за ужесточение финансовых санкций против Мьянмы, где военная хунта преследует законного руководителя страны, лауреата Нобелевской премии мира Анг Сан Суу Кий. Она выиграла президентские выборы в 1990 году, но военные не дали ей прийти к власти. Однако применение санкций — это ошибочный подход. Международная изоляция наносит намного больше вреда гражданам, чем диктаторским режимам. Настало время ограничить применение экономических санкций и сделать так, чтобы они в большей степени были направлены против диктаторов.

Наибольшую известность в недавней истории получили санкции, введенные против Южноафриканской республики в эпоху апартеида. Большая часть мирового сообщества перестала торговать с ЮАР и прекратила инвестиции в предприятия, базирующиеся в стране. Казалось бы, санкции ускорили падение этой варварской системы. Но один большой успех не затмевает многочисленных неудач. Более того, вполне возможно, что мировое сообщество могло содействовать свержению режима апартеида иными способами.

Конечно, санкции могут быть эффективными по части нанесения ущерба экономике страны, против которой они направлены. Сегодня экономическое развитие зависит от того, насколько каждая из стран интегрирована в мировую сеть производства, торговли и инвестиций. Экономика страны, исключенной из этого круга вследствие санкций, скорее всего, впадет в застой или даже коллапс. Так, в экономике ЮАР наблюдался очевидный спад объема производства на душу населения в годы широкого применения санкций. Но санкции были не единственной причиной спада. Политическая нестабильность также истощала экономику, как и падение мировых цен на золото, совпавшее в последние годы режима с подъемом движения против апартеида.

Куба сегодня находится в тяжелой экономической ситуации не только вследствие ее собственных ошибок во внутренней экономической политике, но и из-за ограничений на торговлю и инвестиции, введенных США с 60-х годов. Гаити вошла в экономический «штопор», когда Америка в 90-х ввела санкции, которые, как предполагалось, будут способствовать восстановлению демократии. Даже сегодня США препятствуют оказанию помощи Гаити, потому что некоторые конгрессмены правых взглядов решительно настроены на свержение президента Аристида.

Ирак и Северная Корея также подвергались санкциям. В Ираке в 90-е годы миллионы детей страдали от многочисленных болезней, и многие умерли, потому что международные санкции содействовали разрушению экономики страны. Экономика Северной Кореи полностью рухнула в 90-е годы, что привело к повсеместному голоду. Это опять же произошло в результате сочетания политического деспотизма в КНДР, преступной экономической политики руководства страны и международных санкций.



Мьянма уже заплатила исключительно высокую цену за свою изоляцию. Международные организации ограничили или прекратили свою работу в этой стране, в основном прекращена иностранная помощь на двусторонней основе. Одним из результатов этого стало лавинообразное распространение ВИЧ/СПИД. Страна не получила почти никакой помощи в установлении контроля над эпидемией. Сейчас ситуация с ВИЧ/СПИД в Мьянме, безусловно, самая тяжелая среди стран Юго-Восточной Азии.

Очевидно, что санкции приводят к страданиям людей во многих странах мира. Но насколько часто с их помощью достигается желаемая цель? В Мьянме, Ираке, Северной Корее и на Кубе диктаторские режимы не только выжили, невзирая на санкции, но и стали еще более диктаторскими. Эти режимы сумели переложить вину за тяжелое положение в стране на иностранцев, несмотря на то, что причиной кризисов были их собственные политические ошибки и нарушения прав человека. Санкции ослабляют экономику и подрывают здоровье нации, но не обязательно повышают вероятность падения диктаторского режима. Предполагается, что санкции подрывают режим, вызывая повсеместные беспорядки и ослабляя опору власти правительства, а также уменьшая налоговые поступления. Но вместе с тем они снижают возможность финансирования оппозиции со стороны частного сектора, часто отрезают внутреннюю оппозицию от внешних источников поддержки и не содействуют, а препятствуют осведомленности международного сообщества о происходящих в стране злоупотреблениях.

Некоторые побочные эффекты еще более пагубны. Когда легальные способы ведения бизнеса оказываются вне закона, нелегальные становятся более привлекательными. Многие страны, подвергающиеся экономическим санкциям, подобно Мьянме, становятся источниками глобальной наркоторговли, торговли оружием, отмывания денег и работорговли. Все правительство может погрязнуть в наркоторговле или другой незаконной деятельности, превращаясь из диктаторского режима в международный преступный синдикат.

Означает ли это, что мир не должен ничего предпринимать в отношении диктаторских режимов? Легкого ответа на этот вопрос не существует, но такие меры предпринимать нужно — в той степени, в какой можно ослабить режим, не ослабляя экономики страны. Например, так называемые «умные санкции» более целенаправленно ориентированы на политическое руководство. Они включают запрет на международные поездки для диктаторов и членов их семей, создание для них угрозы ареста при выезде за границу. Таким образом, вожди могут стать пленниками в собственной стране. «Умные санкции» могут быть также направлены конкретно на торговлю военной продукцией, в результате чего вооруженные силы диктаторских режимов оказываются в изоляции. Более того, можно переориентировать помощь, поступающую извне, с правительственных организации на неправительственные, тем самым способствуя укреплению гражданского общества в этих странах.

Проголосовать против правительства Мьянмы легко, труднее способствовать политическим переменам. Экономическое удушение Мьянмы вряд ли поможет, но оно, несомненно, усугубит страдания народа. Конечно, страны, поддерживающие применение санкций, не стремятся к этому, но это не уменьшает их ответственности за результат.

Джеффри Д. Сакс — профессор экономики и директор института Земли при Колумбийском университете.

Джеффри САКС. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ