Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сигнал Будапешту

ЕС потребовал от Венгрии изменить конституцию
18 января, 2012 - 21:16

Кроме продолжающихся усилий по спасению евро и ряда экономик еврозоны от дефолта, начало года отмечено массовыми демонстрациями протеста венгров против вступления в действие с 1 января новой конституции страны и ряда законов, а также новой волной критических откликов на эти события европейских СМИ, политических и общественных деятелей, руководителей Евросоюза.

Правительство Венгрии во главе с премьер-министром Виктором Орбаном обвиняют в отступлении от европейских стандартов демократии, попытке узурпировать власть, противопоставить Венгрию остальным странам ЕС, выстроив авторитарную модель управления страной. Формат газетной статьи не позволяет представить исчерпывающий анализ текста конституции, однако обозначенные в ней тенденции заставляют более пристально посмотреть на то, что происходит у наших соседей.

В Венгрии правящая партия ФИДЕС (Венгерский гражданский союз), располагающая вместе с Христианско-демократической народной партией большинством почти в три четверти депутатских мандатов в парламенте, сумела принять новую конституцию, в которой сохраняется механизм простого и беспроблемного изменения основного закона. С этой точки зрения принятая конституция не может выполнять одну из важнейших функций и не соответствует стандартам демократического правового государства.

Важно то, что серьезные изъяны, с точки зрения эталонных стандартов демократии, можно обнаружить в конституции Венгрии, исходя не столько из того, что в ней прописано, сколько из того, чего в ней не оказалось. Ее положения не носят характера норм прямого действия. Для этого документа системным оказался отсылочный к пока еще не принятым законам принцип реализации тех или иных положений конституции. Фактически это означает, что абсолютное большинство важнейших общественных процессов, отношений и институтов будет регулироваться не столько нормами конституции, которые превращаются в декоративно-витринные, сколько положениями законов, которые легко принимать, располагая даже простым большинством в парламенте.

Как это может выглядеть на практике, прекрасно иллюстрирует тот же закон о СМИ от декабря 2010 года, который фактически поставил под полный контроль правительства венгерскую прессу, превратив конституционную гарантию свободы печати в красивую, но неработающую декларацию.

Новый закон позволяет органам власти усилить контроль и штрафовать средства массовой информации за «несбалансированные» либо «аморальные», по их мнению, публикации. Возмущенный Венгерский союз гражданских свобод заявил, что «это дает возможность вольной трактовки закона, и, как следствие, власть получит дополнительные рычаги для ограничения свободы слова».

Проблемы с несоответствием венгерского законодательства европейским нормам привели к тому, что ЕС начал юридическую процедуру применения санкций в случае отказа Будапешта внести соответствующие изменения в законодательство. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил: «Мы надеялись, что власти Венгрии без нашего вмешательства внесут необходимые изменения в законодательство, чтобы конституция страны не противоречила законам Европейского Союза. Однако, к сожалению, меры не были приняты, поэтому нам пришлось запустить соответствующую юридическую процедуру». При этом он подчеркнул, что «Венгрия является одним из ключевых членов европейского сообщества», и Еврокомиссии «не хочется лишний раз сомневаться в ее приверженности демократическим принципам и ценностям».

Отдельно необходимо остановиться на трех важнейших аспектах трансформации венгерского правового поля. Первый из них — экономика. Венгрия стоит на грани суверенного дефолта. Государственный долг страны превысил 75% ВВП. Ставки по гособлигациям приближаются к отметке в 10%. Рейтинг страны по версии всех трех мировых агентств скатился до «мусорного». В январе 1 евро стоил 324 форинта, тогда как летом 2011 года курс составлял 265 форинтов за 1 евро, а в кризисном 2008 году — только 230 форинтов.

В этих условиях фактическое подчинение правительству Национального банка и лишение его статуса независимого регулятора, что противоречит ст. 130 Европейского договора, уже привело к резкой реакции со стороны Европейского центрального банка, МВФ и Еврокомиссии в виде отказа продолжить переговоры о предоставлении Венгрии кредита примерно на 20 млрд евро, без которого избежать банкротства, скорее всего, не удастся. Лишение Центробанка независимости, а также создание некоего Бюджетного комитета из трех членов, которые назначаются премьером и наделяются неслыханными полномочиями ветировать принятый парламентом бюджет и даже требовать роспуска парламента, являются, видимо, для ЕС непреодолимым и неприемлемым препятствием для продолжения диалога с Будапештом.

Не являются, судя по всему, беспроблемными и экономические отношения Венгрии с Российской Федерацией и, в частности, — с «Газпромом». Эти проблемы, правда, достались правительству Орбана по наследству от предшественников — социалистов. Именно в период нахождения у власти социалистического правительства во главе с Ференцем Дьюрчанем в феврале 2008 года были подписаны соглашения между РФ и Венгрией о сотрудничестве при реализации проекта «Южный поток», в маршрут которого была включена и Венгрия. В марте 2009 года между «Газпромом» и венгерской корпорацией MOL, а также Венгерским банком развития был подписан ряд крупных контрактов о строительстве в Венгрии подземных хранилищ газа (ПХГ).

Дюрчань, который впоследствии обрел в стране скандальную известность своими предельно циничными высказываниями о том, что его правительство сознательно дезинформировало народ вместо того, чтобы заниматься решением экономических проблем, видимо, имел все основания, чтобы лоббировать миллиардные проекты в сфере ТЭК. Однако около месяца назад, в середине декабря 2011 года, без объяснения причин «Газпром» отказался от идеи строительства ПХГ в Венгрии. Видимо, новой власти не хватило сноровки бывшего комсомольского лидера, переквалифицировавшегося в мультимиллионера, а затем — и в премьер-министра. Возможно, группы специальных интересов не смогли достичь взаимопонимания. Кстати, заслуги Дюрчаня были по достоинству оценены прокуратурой Венгрии, выдвинувшей ему обвинения в коррупции и злоупотреблениях властью.

Второй важнейший аспект — внешняя политика и отношения с сопредельными государствами. Статья D преамбулы конституции провозглашает важнейшим принципом общественного развития консолидацию нации в соответствии с этническим происхождением, вменяет государству обязанность заботиться об обеспечении прав и свобод, культурно-образовательном развитии, утверждении национальной идентичности тех этнических венгров, которые проживают в соседних странах и являются их гражданами.

Этнические общины венгров в соседних странах провозглашены частью политического сообщества Венгрии и фактором развития венгерской государственности. Наиболее крупные из таких общин проживают в румынской Трансильвании (около 1,5 млн человек, или примерно 7% населения Румынии), Словакии (0,5 млн, около 10%), Сербии (0,4 млн, около 5%), в украинском Закарпатье (более 150 тыс. человек). Идея единства венгерской нации, провозглашение преемственности современной Венгрии по отношению к так называемой Короне св. Иштвана (средневековое венгерское государство), восстановление и культивирование исторической памяти о том, что до подписания Трианонского договора 1920 года территория Венгрии более чем в 4 раза превышала современную, — все это вызывает оправданные опасения соседей Венгрии в том, что таким образом закладываются юридические основания для территориальных претензий. К ним.

Наконец, третий аспект. Приход к власти неоконсервативной партии Орбана представляет собой только одно из звеньев в достаточно длинной цепи усиления политических позиций таких партий в ряде стран Европы, что отражает возрастающую тенденцию радикализации обществ европейских стран. В этой связи следует учесть, что Украина находится в Европе и подвержена влиянию таких тенденций ничуть не меньше тех стран, которые формально входят в ЕС.

Венгерская оппозиция со своей стороны ведет борьбу против новой конституции. Один из ее лидеров Шандор Секей в интервью Reuters заявил, что новая конституция разрушает демократические механизмы страны.

Судя по всему, популисты-националисты, правящие в Венгрии, пытаются и деньги от ЕС и МВФ получить, и продолжить свой курс. Но Брюссель занял жесткую позицию. Так что нынешний год для Венгрии обещает быть жарким.

Александр ПОЖАРОВ, Юрий РАЙХЕЛЬ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ