Вчера поздним вечером президент США Дональд Трамп принял в Белом доме министра иностранных дел Украины Павла Климкина, где стороны обсудили последующую поддержку Украины со стороны Соединенных Штатов. Это была первая встреча американского лидера с украинским высшим чиновником, которая оказалось приятной для нас неожиданностью в этот день. Посол Украины в США Валерий Чалый назвал встречи Климкина с высшим американским руководством четким сигналом поддержки народа Украины и Украинской диаспоры Америки.
Напомним, что утром в тот день в центре внимания мировых СМИ была встреча президента США с главой внешнеполитического ведомства России Сергеем Лавровым. Никто не ожидал, что через несколько часов после этого «очень хорошего разговора» с российским дипломатом номер один, как высказался Трамп на общей пресс-конференции с Лавровым, хозяин Белого дома примет украинского министра.
Председатель Евразийского центра Дину Патричи в Американском Совете, экс-посол США в Украине Джон ХЕРБСТ, в комментарии «Дню» отметил следующие две особенности публичных заявлений Администрации США о встрече с министром Лавровым. «Позитивные впечатления и отсутствие деталей. Это значит, что был проявлен интерес с обеих сторон к улучшению отношений и желание публично обсудить спорные вопросы, такие как Украина», — сказал эксперт. По его словам, упоминание о Сирии означает, что обе стороны считают обсуждение этой темы полезной, и хотели бы увидеть, есть ли основания для сотрудничества.
Между тем управляющий партнер Myrmidon Group LLC. Адриан Каратницкий обратил внимание на слова российского министра о том, что во время переговоров в Белом доме не обсуждался вопрос санкций. «Я считаю, что даже Лавров знает, что здесь нет оснований к изменению позиции США», — сказал он «Дню».
Фотографии Климкина с Трампом несколько контрастируют с тем, как была освещена встреча президента США с российским министром. Из этого можно сделать вывод, что Украиной в Администрации Трампа будет заниматься вице-президент Майкл Пенс. Именно с ним наш министр провел переговоры, на которых собеседники подробно обсудили развитие ситуации на Донбассе.
Нужно отметить как позитив для нашей страны то, что в ходе встречи с Климкиным Трамп затронул тему Украины и, как говорится в сообщении пресс-офиса президента США, «выразил преданность его Администрации оставаться привлеченными к разрешению конфликта и подчеркнул ответственность России за полное выполнение Минских договоренностей».
Как известно, некоторые эксперты выражают обеспокоенность, что США могут пожертвовать Украиной в обмен на сотрудничество России в Сирии. Господин Хербст считает такие предположения безосновательными. «Президенту Трампу было бы очень сложно предложить уступки Москве в ее агрессии против Украины в обмен на сотрудничество в Сирии. Старшие члены Конгресса из обеих партий — в частности, лидер большинства Макконнелл и спикер Райан выступили против ослабления санкций в условиях продолжения кремлевской агрессии в Украине», — отметил он.
«ЭТО — НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ НАШИХ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ»
Александр МОЦИК, экс-посол Украины в США:
— Это действительно очень важное событие для наших двусторонних отношений между Украиной и США, особенно в этот очень непростой момент нашей истории. Невзирая на некоторые опасения в связи с избранием Трампа, сегодня мы видим, что шаг за шагом новая Администрация подтвердила практически все важные для нас моменты позиции относительно Украины, которые занимала Администрация Обамы. Во-первых, Белый дом подтвердил территориальную целостность Украины, включая Крым. Во-вторых, четко заявил о том, что санкции против РФ будут оставаться до тех пор, пока Донбасс и Крым не будут освобождены и возвращены в лоно Украины и, соответственно, возобновлено международное право.
Вчерашняя встреча министра иностранных дел Климкина с президентом Трампом и вице-президентом Пенсом — это новый этап в развитии наших двусторонних отношений. Понятно, что во время встречи обсуждались вопросы, которые интересуют нас и Америку. Прежде всего, это ситуация на востоке Украины и в Крыму, необходимость выполнения Минских договоренностей. А это значит, что Россия должна забрать свои войска и вооружения из Донбасса, боевики должны быть обезоружены, а оружие складировано под контролем ОБСЕ, и таким образом фактически возобновлена территориальная целостность Украины.
Главный вывод этой встречи: основные базовые позиции США относительно Украины позитивны. И мы должны дальше работать на этих принципах и говорить, что санкции не могут быть ослаблены, а наоборот — усилены, потому что агрессия и нарушение Россией международного права продолжается. И вполне очевидно, что Украина продолжит просить у США оборонное оружие, в частности противотанковое и системы противовоздушной обороны, которые нам необходимы для защиты своей земли и своего народа. Кроме того, важным для нас является сохранение финансовой поддержки США и ЕС, чтобы мы могли в дальнейшем реформировать свою страну.
Что касается разговора Трампа с Лавровым и акцентирование в сообщении Офиса американского президента по результатам встречи на то, что Россия несет ответственность за полное выполнение Минских договоренностей. Конечно, это должно влиять. Нынешняя российская власть получила четкий сигнал о том, что Минские соглашения нужно выполнять, и речь об отмене санкций не будет идти, пока не будет возобновлена территориальная целостность Украины. И это очень четкий сигнал.
Более того, сегодня речь идет не столько о том, что российская война ведется против Украины, а это война против всей Европы, против европейских ценностей, к которым мы стремимся и за которые боролся Майдан Достоинства и из-за которых у нас сегодня российская оккупация, потому это общее дело и Украины, и Европы, и всего цивилизованного мира, и что именно мы находимся на переднем плане борьбы за европейские ценности.
Мы надеемся на понимание новой Администрацией того, что без решения украинского вопроса, а именно без полного возобновления территориальной целостности Украины европейская стабильность будет всегда под вопросительным знаком. А с другой стороны, будет под угрозой режим нераспространения ядерного оружия. Поскольку Украина в свое время согласилась отдать ядерное оружие под гарантии, пусть они называются на английском языке «заверения», это все-таки обязательство с точки зрения международного права. А если этим гарантиям грош цена, тогда для режима нераспространения — это большая проблема.