На днях в британском издании Financial Times появилась публикация под названием «Руководители Совета Европы побаиваются, что Москва может выйти из организации». Предположение о том, что российская делегация может вернуться в ПАСЕ, вызвало возмущение в Украине. Однако заявления генсека Совета Европы Турбйорна Ягланда уже нашли поддержку в Германии. На запрос DW о позиции Берлина относительно роли России в Совете Европы МИД Германии ответило, что «правительство Германии поддерживает генсека СЕ Турбйорна Ягланда в его усилиях по поиску решения для будущих вызовов». «Будет ли и с какими правами российская делегация опять принимать участие в заседаниях Парламентской ассамблеи Совета Европы, должна решать сама российская делегация или ПАСЕ, в которую входят депутаты стран- членов Совета Европы», — говорится в заявлении немецкого внешнеполитического ведомства.
По данным издания Fianancial Times, разговоры о возвращении российской делегации в ПАСЕ ведутся в организации, а некоторые ведущие члены организации уже начали процедурные шаги, направленные на то, чтобы это состоялось.
«Будет очень, очень плохо, если Россия уйдет... потому что конвенция и суд были так важны для российских граждан. Это будет негативным развитием для Европы, поскольку мы будем иметь Европу без России. Это будет большой шаг назад для Европы», — заявил в интервью Ягланд. По его словам, «никто не хочет давать сигнал, что мы принимаем аннексию Крыма. Речь идет не о подрыве этой принципиальной позиции», речь идет лишь о защите прав человека в России и Крыму или «любом другом месте на континенте».
В ответ пресс-секретарь МИД Украины Марьяна Беца напомнила в Twitter, что Россия не выполнила ни одной резолюции в рамках СЕ, ООН или ОБСЕ. «В вопросе выполнения международного права, ценностей не может быть компромиссов», — отметила она.
«Какой стыд. Генсек Ягланд ведет переговоры о снятии санкций, но не требовал от России действовать в соответствии с принципами верховенства права и прав человека. Началась распродажа индульгенций. Черная пятница для демократии в целом и СЕ в частности», — написал в Twitter председатель постоянной делегации в ПАСЕ Владимир Арьев. «Логика генсека Ягланда: давайте позволим России нарушать права человека в Украине для того, чтобы защитить права человека в России. Напрашивается вопрос относительно истинных намерений Ягланда», — прибавил он.
Постоянный представитель Украины в Совете Европы Дмитрий Кулеба заявил в комментарии Fianancial Times, что примирение «без платы Москвой за это какой-то цены будет означать, что эта организация дискредитирует себя и в Украине, и по всему региону». «Если это произойдет, мы пересмотрим наши отношения с Советом Европы», — отметил Кулеба.
КОММЕНТАРИЙ
«День» обратился к председателю Комитета по иностранным делам Верховной Рады Украины Анне ГОПКО с просьбой прокомментировать, что стоит за попытками вернуть российскую делегацию в ПАСЕ и какой должна быть позиция Украины в этом вопросе:
— Очевидно, что такие попытки возвращения РФ в ПАСЕ — это целая система, которая показывает, что некоторые уже просто идут ва-банк, чтобы это сделать.
Нужно четко понимать, что до того Ягланд провел ряд встреч, визитов, например, встречался с президентом Франции Макроном, с представителями Великобритании.
Для Украины важным является то, что Россия, если хочет вернуться в ПАСЕ, должна выполнить ряд предпосылок, например, выполнить резолюции ПАСЕ, где четко осуждается и признается российская агрессия. Были достаточно жесткие резолюции, где есть четкое возложение ответственности именно на Россию. Мы ежедневно видим человеческие жертвы на востоке Украины.
Интересно, бесплатно ли лоббируют возвращение России в ПАСЕ, прикрываясь разными аргументами о доступе граждан РФ к Европейскому Суду по правам человека. Как можно россиянам давать доступ к возможностям защиты, в то время как нарушаются права украинских граждан, в частности, крымских татар? В результате конфликта, вызванного российской агрессией, страдает Украина.
Подорваны базовые принципы, идет дискредитация европейских институтов, системное наступление РФ через проплаченных лоббистов, коррумпированных еврочиновников на всю систему европейских организаций, которые страдают именно из-за российского влияния.
Для Украины СЕ имеет ценность как организация, защищающая фундаментальные права, принципы, уважающая территориальную целостность и суверенитет, выступающая против применения силы и нарушения международного права. Мы тесно сотрудничаем с другими институтами СЕ, такими, как Венецианская комиссия. Если Россия вернется в ПАСЕ силовым, с коррупционным привкусом, путем, без выполнения каких-либо предпосылок (ведь на востоке Украины продолжаются обстрелы, нарушаются права крымских татар в Крыму, растет число задержанных активистов), то Украина, очевидно, будет поднимать вопрос, и будут обсуждения, есть ли нам смысл находиться в такой организации и что она нам дает.
У нас с СЕ есть отдельный проект по осуществлению реформ. Это сразу вызовет сомнения. Нельзя такой гибридной дипломатией дискредитировать основополагающие принципы в угоду агрессору, потому что это только усилит его агрессивные действия.