На днях более чем в 70 населенных пунктах прошли мероприятия, посвященные 70-летию депортации немцев из Украины. В печальную годовщину в Киеве на улице Шелковичной открыли памятный знак «Скорбящий ангел».
Часть этнических немцев скрывает свое коренное происхождение. По данным Всеукраинской переписи населения 2001 года, в Украине проживает около 33 тыс. немцев. Однако представители немецких общественных организаций Украины весьма условно ссылаются на эти данные, считая, что даже в независимой Украине часть этнических немцев, особенно люди пожилого возраста, до сих пор скрывают свое происхождение. Многие этнические немцы все еще помнят страшные годы депортации по национальной принадлежности и до сих пор боятся презрительных возгласов «Фашисты!».
В Украине до 1939 года проживало около 880 тыс. немцев. Распространенное мнение, что мы, этнические немцы, — потомки либо оккупантов, либо военнопленных, можно встретить не только на улице, но и в СМИ, и даже в кабинетах госструктур. К сожалению, пока немногие из граждан Украины знают, что на территории Украины до 1939 года проживало около 880 тыс. представителей немецкого этноса. Немцы имели свои судебные и следственные камеры, издательства (в 1927 г. существовало 47 изданий общим тиражом 239 500 экземпляров), на немецком языке издавалось около 20 газет и журналов. На рубеже 1920—1930-х гг. эта национальная свобода закончилась для всех народностей СССР.
В 1933 г. в резолюции ноябрьского Пленума ЦК КПУ подчеркивалась необходимость борьбы с «засорением» партийных организаций, колхозов, школ, клубов, институтов и т. д. немецкими «фашистскими элементами». Одним из последствий этого решения стало, в частности, закрытие немецких учебных заведений.
Раскулачивание и голод 1932—1933. Этнические немцы так же, как и украинцы, пострадали от коллективизации (большинство из них были отнесены к «кулакам») и голода 1932—1933 гг. В Германии тогда были созданы общества и комитеты по оказанию помощи голодающим. Размер помощи украинским немцам за период с апреля 1933 г. по апрель 1934-го составил 487 821 рубль золотом. За получение помощи от государственных и благотворительных организаций Германии, США и Ватикана немцы-колонисты обвинялись властью в профашистских взглядах и создании «контрреволюционных организаций». Только в Хортицкой и Заградовской колониях на протяжении 1929—1941 гг. было репрессировано 1904 человека. Принятый в апреле 1929 г. закон о религиозных культах и инструкции по его реализации сделали почти невозможной открытую деятельность менонитской церкви. В 1930-х гг. были закрыты все молитвенные дома, запрещено проведение богослужений, работа всех религиозных общин. Многие менонитские проповедники и рядовые члены общин были арестованы и сосланы в лагеря.
Нападение нацистского Рейха как вторжение в родной дом. 22 июня 1941 г. — точка отсчета трагических дней, непрерывного горя немецкого народа, той его части, которая со времен Екатерины ІІ проживала на Руси, положившая начало годам нищеты и тяжких оскорблений, распада семей, смерти от непосильного труда, обвинений и унижений. Чувство патриотизма и возмущение фашистской агрессией охватило немцев, проживавших в Советском Союзе, они восприняли нападение нацистского рейха как вторжение в родной дом. Защищая страну от агрессора, в рядах Советской Армии против фашистской Германии воевало около 37 тыс. немцев (42 немцам даже присвоено звание Героя Советского Союза).
Советская власть все же с подозрением относилась к людям немецкого происхождения, и 28 августа 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР о депортации немцев Поволжья, а затем и всех немцев, проживающих на территории СССР. Безосновательно обвиненных в массовом шпионаже и пособничестве врагу репрессированных немцев, теряющих родных и близких, свои дома, храмы, школы, не имеющих права разговаривать на своем языке, грузили по вагонам для перевозки скота с мизерным запасом воды и продуктов и отправляли в неизвестность. Буквально за несколько дней большинство этнических немцев было депортировано в Сибирь и Казахстан. Жертвами указа стали все без исключения: старики, взрослые и даже нерожденные дети... К середине 1942 г. все немецкое население, проживавшее на территории УССР и Крымской АССР, было переселено в восточные районы СССР. Всего с территории УССР было депортировано 84 тыс. немцев. Депортированные вынуждены были жить в спецпоселениях и работать в трудармиях. Почти 40% из них умерли от голода, сибирских морозов и тяжелых условий жизни.
«За малейшее нарушение режима мне «светило» 25 лет лагерей». Только в начале 1970-х гг. в связи с отменой административного запрета немцы стали возвращаться в свои украинские дома. В Украину вернулся и сегодня уже Заслуженный художник Украины немецкого происхождения Гарри Руфф. В этом году художник празднует свое 80-летие, но он хорошо помнит ужасные события 70-летней давности:
«В сентябре 1941-го, когда мы осели в станице Новощербиновка Краснодарского края, куда распределили папу, нас депортировали. Если мы немцы, решило государство, значит — враги. Нам дали 24 часа на выселение, а потом набили в теплушки и отправили в Сибирь. Месяц мы тряслись в хлипком вагоне, прежде чем добрались до Томской области. Стояла жуткая холодина. Нас погрузили в сани и везли всю ночь за сто километров в тайгу. Попали в село Кожевниково, где жили бывшие кулаки. Если бы не годовалая сестра Ильза, мне светил бы детдом, а маме — лесоповал...
Очень тяжелым был 1942-й — кушать было практически нечего. Я бегал в тайгу собирать дроздиные яйца. Ели траву... Вскоре после войны гражданские немцы, жившие в Советском Союзе и сосланные в Сибирь, получили относительное послабление. Мы должны были дважды в неделю отмечаться в комендатуре. А когда мне исполнилось 18 лет, меня вызвали в КГБ и заставили подписаться под огромной петицией, заверенной Молотовым и Ворошиловым. Там значилось, что за малейшее нарушение режима мнет «светит» 25 лет лагерей».
Молодежь собирает воспоминания депортированных, чтобы предотвратить расовые и этнические конфликты в будущем.В апреле этого года Гарри Руфф презентовал выставку своих картин «Моя жизнь, моя любовь, мой дом». Часть картин из экспозиции посвящена печальной годовщине депортации немцев из Украины. «Нужно знать историю, чтобы не повторять ее ошибок», — объясняет художник свои работы глубокого идейного содержания. Этим девизом руководствуется и подрастающее поколение этнических немцев. Летом Всеукраинское объединение «Немецкая молодежь в Украине» объявило конкурс видеосюжетов «Свидетели истории — депортация этнических немцев из Украины». Из полученных видеоинтервью активисты смонтируют фильм, чтобы предостеречь мир от расовых и этнических предубеждений.