Могущество Америки было настолько безмерным в течение такого продолжительного периода времени, что многие до сих пор думают, что ей удалось сохранить его в полной мере за годы правления президента Джорджа Буша. Однако это не так, как демонстрируют те (начиная с президента России Владимира Путина и президента Венесуэлы Уго Чавеса и заканчивая президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом и президентом Зимбабве Робертом Мугабе), кто эксплуатирует потерю Америкой ее положения и влияния. Но это не причина для злорадства. Наоборот, настало время для друзей Соединенных Штатов, и особенно Европы, осознать, что слабость Америки подрывает и их международное влияние.
Доказательства слабости Америки достаточно очевидны. В зените ее могущества Россия смирилась с непреодолимым вторжением НАТО в сферу влияния бывшего Советского Союза. Президент Путин не противился присутствию США в Средней Азии для поддержки кампании против талибов в Афганистане и не выдвинул серьезных возражений, когда США вышли из Договора о противоракетной обороне, запрещающего развертывание систем обороны против стратегических ракет. Америка, страстно желающая вступления Украины и Грузии в НАТО, не считала необходимым принимать во внимание обеспокоенность России, будучи убежденной, что Кремлю придется смириться с неизбежным.
Но это было вчера. Сегодня Путин стремится восстановить влияние, потерянное Россией за прошедшие годы. Он умело разыгрывает антиамериканскую карту в Европе, одновременно оказывая давление на страны Прибалтики, что является прямым предупреждением не расширять НАТО дальше. На Украине усиливается влияние политических сил, противящихся более тесным стратегическим связям с Западом. И Кремль активно преподносит планируемую установку скромной американской системы противоракетной обороны в Польше и Чехии как угрозу интересам безопасности России.
Или, например, возьмем Иран — еще одну страну, эксплуатирующую слабость Америки. Всего несколько лет назад правительство Ирана, казалось, испытывало достаточно сильный страх перед США, чтобы делать шаги в сторону соглашения по его ядерной программе, которое, в случае успеха, могло прервать и даже полностью остановить деятельность по обогащению урана. Шел разговор о возможных двусторонних контактах с США, которые могли бы положить конец почти трем десятилетиям вражды. Сегодня программа обогащения урана Ирана продолжается, несмотря на предупреждения о новых санкциях со стороны Совета Безопасности ООН, тогда как иранские политики публично высмеивают угрозы военных действий со стороны США.
Эти примеры говорят об одном: Америка теряет свое влияние в мире. Администрация Буша демонстрирует миру не только свою самонадеянность, но и пределы своего могущества. Она не пользуется ни поддержкой на родине, ни уважением за границей.
Никогда с тех пор, как США превратились в доминирующую мировую державу во время Второй мировой войны, не наблюдалось такого ослабления их международного влияния. Даже во время войны во Вьетнаме и после ее унизительного ухода из юго-восточной Азии, ни у кого не возникало серьезных сомнений относительно могущества Америки и ее способности решить основную на то время стратегическую задачу — ведение холодной войны.
Однако в сегодняшнем взаимозависимом мире влияние приносит не количество ядерных боеголовок, а способность страны убедить других поддержать политику, которую она считает необходимой для защиты своих основных интересов. Америка Буша лишилась этого влияния на Ближнем Востоке, в Азии, Африке и большей части Европы.
Многим в США нравится думать, что это временное положение вещей, которое изменится после выборов нового президента и Конгресса в 2008 году. Однако они не осознают реальные масштабы нанесенного ущерба и не в состоянии трезво оценить шансы потенциальных преемников Буша — многие из которых первоначально поддерживали его авантюризм — восстановить доверие и уважение, которыми когда-то пользовалась их страна.
Для этого необходимо больше, чем просто новое лицо в Белом доме, а именно годы усилий, направленных на приведение в соответствие ресурсов и потребностей Америки и обеспечение того, чтобы в ее инициативах видели не преследование узких идеологических интересов США, а способствование установлению справедливого международного порядка.
Результатом продолжительной слабости США является также и более слабая Европа. В зените американского могущества правительства европейских стран имели двойную выгоду: они являлись частью могущественного Запада и пользовались повышенным вниманием со стороны третьих стран как потенциальный противовес США. Если они и расходились во мнениях с США, это не мешало стратегической эффективности Запада, потому что американского могущества было более чем достаточно для того, чтобы компенсировать это.
Это положение изменилось. Если правительства европейских государств сегодня отдалятся от Америки, как того часто требуют их граждане, они вызовут антагонизм у США и еще больше ослабят их. В то же самое время они подорвут собственное международное влияние и позволят другим противопоставить Европу Америке, уничтожив все шансы на восстановление Запада с участием реформированной Америки. Европейские лидеры, даже когда им не нравятся позиции США, должны сочетать поддержку трансатлантического сообщества интересов с отдельным лоббированием в Вашингтоне, чтобы не привести его к кризису.
Смогут ли они успешно выполнить эту задачу, покажет будущее. К счастью, Ангела Меркель, Николя Саркози и Гордон Браун понимают стоящую перед ними задачу, и некоторым членам правительства Буша также известно об этой проблеме. В течение долгого периода слабости Америки, европейские лидеры должны будут продемонстрировать искусство государственного управления от лица всего Запада. Это роль, к которой их едва ли могли подготовить десятилетия превосходства США.
Кристоф БЕРТРАМ — бывший директор Германского института международных отношений и безопасности в Берлине.