28 июня этого года Словакия отменяет безвизовый режим с Украиной. Премьер-министр этой страны Миколаш Дзуринда заявил, что его правительство было вынуждено пойти на такой шаг после объявления соответствующего заявления Чехией.
Братислава боится, что нелегалы из Украины, приезжавшие в Чешскую Республику, после введения последней виз для стран СНГ хлынут в Словакию. Соответственно словаков пугает возможный рост преступлений, совершенных иностранцами, а также наплыв нелегальных работников. Введет визы Братислава также для граждан Беларуси, России и Кубы. С одним только отличием... Если на украинцев нововведение будет распространяться фактически через три месяца, то на россиян и белорусов только с нового года, а на кубинцев — за три месяца до вступления Словакии в Евросоюз (то есть в 2003 году). Чем объяснить такое предубеждение, от которого довольно заметно отдает дискриминацией?
Еще более контрастно выглядит введение виз для украинцев на фоне совсем недавних заявлений (три недели назад) словацкого президента Рудольфа Шустера, который обещал ни в коем случае не возводить новый «железный занавес» между Украиной и Западом. Проводя визовую политику, он заявил, что будет руководствоваться в первую очередь примерами польского и венгерского президентов (напомним, оба пообещали ввести визы для Украины в последнюю очередь), но отнюдь не чешского. Тогда же Шустер назвал планы Миколаша Дзуринды о визах для украинских граждан слишком поспешными.
Или президент просто бросал слова на ветер, или премьер в Словакии такой непослушный, сказать сложно. Но то, что украинцев хотят видеть в Европе все меньше (по крайней мере, сейчас), — факт очевидный.