Служба в вооруженных силах настраивает военнослужащих на миролюбивый лад. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные в израильской армии. «Вопреки распространенному мнению, военные не являются милитаристами», — комментирует результаты исследований доктор Цвика Баркай из Школы политических наук в Университете Хайфы.
Доктор Баркай (полковник запаса) начиная свое исследование, задался целью проверить, на самом ли деле армия является политически нейтральной, как этого требует закон. Он исходил из гипотезы, что служба в политически нейтральном войске не должна влиять на взгляды и убеждения личности. На протяжении трех с половиной лет он опросил около 490 военных обоих полов, как призванных в армию рядовых, так и офицеров. Он задавал им одни и те же вопросы перед началом службы, через пол года после начала службы и сразу после ее окончания. Из анкет выяснилось, что большая часть израильских призывников настроена очень воинственно. Через полгода службы их взгляды становятся еще более радикальными. Однако через три года, на момент демобилизации, оказалось, что ястреба превратились в голубей: они стали более склонны к взаимопониманию с палестинцами, толерантными к арабскому меньшинству, живущему в Израиле, более восприимчивыми к правам человека.
Самыми смирными становятся воины из полевых подразделений, причем в большей степени офицеры, чем рядовые. Из фундаменталистов они превращаются в прагматиков и придают большее, нежели в начале службы, значение демократии, верховенству права и правам меньшинств.
Интересно, что у женщин — обратный процесс. Они приходят в армию с более мирным настроем, чем мужчины, и в ходе службы обретают воинственность. «Однако, стоит отметить, — говорит доктор Баркай, — что вследствие этого их взгляды приближаются к центру, становятся более прагматичными, совсем как в случае мужчин, которые также приближаются к центру, но с противоположной стороны».
Из анкет также становится ясно, что общая военная служба ведет к лучшему взаимопониманию между религиозными и неверующими военнослужащими. Автор исследования приходит к выводу, что армия для израильтян является хорошей школой демократии. Он призывает брать в войска тех граждан Израиля, которые сегодня не подпадают под обязательную службу — ультраортодоксальных евреев и арабов. «Даже если это будет бесполезно и даже вредно с точки зрения боеспособности армии, политические преимущества могут превзойти военные «минусы», и это следует учитывать», — резюмирует ученый.
Теория доктора Баркая подтверждается на практике. Как известно, в прошлогодней Ливанской войне израильская армия старалась избежать масштабных наземных операций. Многие командиры не хотели подвергать опасности жизнь своих солдат. Страна устала от человеческих потерь. В течение последних лет существовало моральное давление на правительство и военную администрацию тех, кто потерял своих родственников. Осторожность дошла до того, что батальон «Алия», сформированный из бывших советских офицеров, которые прошли Афганистан и показали свою эффективность во время боев в Газе, не был допущен к боевым действиям в Ливане из-за того, что они «легко нажимают на курок».
Аналогичные тенденции можно заметить и в Европе. Молодежь часто предпочитает альтернативную службу. В Ираке воюют преимущественно контрактники. И даже профессионалы больше желают оказаться в плену, нежели жертвовать своей жизнью за чужие интересы.
Кто прошел советскую армию, согласится с выводом израильского исследователя, что служба в вооруженных силах способствует пониманию между представителями различных народов. А вот относительно миролюбия, то интересно было бы провести аналогичные исследовании среди российских военнослужащих в Чечне. По-видимому, результат был бы совсем иным. И объяснить это легко: израильтяне получили совсем другое воспитание и являются носителями иной великой и древней культуры.