Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Снова двойные стандарты?

Россия закладывает «мины» неравноправных отношений и в ЕЭП
21 февраля, 2011 - 20:14

Как и ранее в случае с Таможенным союзом, Россия вновь закладывает «мины» неравноправных отношений под формирующееся Единое экономическое пространство (ЕЭП) с ближайшими соседями и партнерами. В качестве одного из основных внешнеполитических козырей сегодняшняя Россия активно использует якобы достигнутый прорыв во взаимоотношениях с наиболее близкими партнерами по СНГ, завершившийся созданием Единого экономического пространства (ЕЭП). Казалось бы, действительно, с подписанием в начале последнего месяца минувшего года в Москве президентами России, Беларуси и Казахстана большого пакета документов, составляющих нормативно-правовую базу ЕЭП трех стран, прежние проблемы во взаимоотношениях между ближайшими — по крайней мере, формально — партнерами можно считать остающимися в прошлом. Однако же с российской стороны в отношения с союзниками и здесь была внесена солидная «ложка дегтя». Как и годом ранее, «под занавес» 2009 года, в случае с Таможенным союзом, так и на рубеже 2010 — 2011 годов под ЕЭП заложена настоящая «мина» неравноправных отношений, и если ее вовремя не обезвредить, она способна в любое время «сдетонировать».

Дело вновь касается пошлин на поставляемую в Беларусь российскую нефть. Еще в декабре 2009 года все думающие россияне поражались, когда от Минска вдруг потребовали согласиться с произвольно, непонятно по какой методике произведенными в Москве расчетами, из которых следовало, что отныне поставляемую согласно имеющимся межгосударственным договоренностям в Беларусь нефть надо делить на две части. При этом меньшая часть, предназначенная (согласно российской трактовке) «для внутреннего потребления» соседей, поставлялась бы через границу беспошлинно, зато другая — значительно большая — часть облагалась бы, в полном противоречии с принципами Таможенного союза, 100% пошлиной. Обосновывалось это беспрецедентное требование тем, что Беларусь-де использует вторую часть нефти для переработки на собственных заводах, после чего в виде высокооктанового топлива экспортирует «с выгодой для себя».

Сама постановка вопроса о каком-то «разделении» любого товара на некие «части» — для «внутреннего» и «внешнего» пользования — абсолютно абсурдна и в корне противоречит всей логике развития отношений внутри Таможенного союза, который как раз и создавался для торговли без каких-либо ограничений; при этом естественное право любого покупателя — поступать с купленным товаром так, как ему заблагорассудится: сразу потреблять, закладывать в хранилище или перерабатывать в своих интересах. Если сама Россия, потакая аппетитам сырьевых олигархов и насквозь коррумпированных чиновников, гонит на экспорт все большие количества необработанной нефти, то это ее личное дело, но почему Беларусь не может распоряжаться закупаемой в условиях Таможенного союза нефтью, глубоко перерабатывая ее на своих прекрасно оснащенных и модернизированных заводах? Кстати, если уж Россия желает получать дополнительную прибыль от собственной экспортируемой нефти, но не имеет у себя достаточных перерабатывающих мощностей для превращения ее в бензин и керосин, то кто мешает ей уже давно инициировать заключение большого кооперационного соглашения с соседней Беларусью? Принцип прост: мы вам — дополнительные объемы нефти, вы нам — часть произведенного из нее высокооктанового топлива. По таким схемам сотрудничают десятки стран мира, но, видимо, для России подобный опыт — не аргумент и не указ.

Вместо этого, как все помнят, под самый Новый 2010 год последовало грубое давление на партнера, вследствие чего, вполне естественно, возник абсолютно прогнозируемый конфликт. Потребовалось несколько туров российско-белорусских переговоров, чтобы ситуация оказалась временно урегулированной. Именно временно, поскольку всем было понятно, что не может быть никакого Таможенного союза в условиях двойных стандартов. Это когда, скажем, Россия минувшим летом, столкнувшись с неурожаем гречихи, настаивала на своем праве — именно ссылаясь на правила Таможенного союза — закупать гречневую крупу у белорусских соседей без каких-либо ограничений и ценовых надбавок, но одновременно при этом продолжала настаивать на своем праве поставлять в Беларусь нефть с ограничениями и при этом залезать к ней в карман. Подобное поведение, вполне естественно, продуцировало бы все новые и новые конфликты.

Между тем, вплотную встал вопрос о подписании соглашений по ЕЭП, которое вообще-то представляет собой шаг вперед по сравнению с Таможенным союзом и предполагает свободное передвижение через границы уже не только товаров, но и капиталов, и рабочей силы по всей территории трех государств. Проблема нефтяных пошлин выглядела в этом контексте вообще дикостью, и в ходе переговоров вопрос вроде бы удалось уладить — но как? Выясняется, что Россия отказалась от взимания пошлин именно на нефть, но вовсе не от пресловутого принципа разделения ее на все те же «две части». Теперь через внутреннюю границу России и Беларуси сама нефть должна поставляться беспошлинно, но на внешней границе Беларуси нефтепродукты, произведенные из все той же «второй части» ввезенной из России нефти, будут отслеживаться и облагаться 100% пошлиной, которая вся должна будет перечисляться в российский бюджет.

Получается, не мытьем, так катаньем Беларусь опять заставляют дважды платить за товар — на этот раз уже в рамках конструкции, громко именуемой Единым экономическим пространством. И опять-таки никаких ответных для себя ограничений — ни по какому виду белорусских товаров — Россия не предусматривает: свобода перемещения и использования товаров в этом случае применяется без всяких изъятий. Получается, равенства партнеров опять нет? Так что же, неужели и очередной год пройдет под знаком действия двойных стандартов?..

И главное: если страна, претендующая на то, чтобы называться «великой», всячески норовит «по мелкому» обобрать даже ближайших союзников, то чего от нее можно ожидать всем другим государствам?..

Олег ЧЕРКОВЕЦ, доктор экономических наук, Москва
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ