Российский подводный флот преследуют неудачи. Во время ходовых испытаний в Японском море атомной подводной лодки (АПЛ) К-152 «Нерпа» сработала автоматическая система пожаротушения с применением фреона, и более 20 человек задохнулись в воздухе, насыщенном им. На работе реактора инцидент не сказался, он работал в штатном режиме, и лодка своим ходом в сопровождении спасательного корабля «Саяны» вернулась на базу в порт Большой Камень. Пострадавшие были эвакуированы на борт большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц», доставлены в порт Фокино и далее во флотские госпитали во Владивостоке. Тем не менее, по понятным причинам, японское правительство серьезно обеспокоено и сделало соответствующий запрос российскому внешнеполитическому ведомству. Японские корабли и вертолеты внимательно следили за транспортировкой лодки на базу.
Как обычно, рассматриваются две версии случившегося: техническая неисправность и пресловутый человеческий фактор. Безусловно, абсолютно надежных технических систем не существует в принципе. Исключать нештатное срабатывание датчика тепла или дыма, сбои программного обеспечения нельзя. Для выявления таких погрешностей и проводятся ходовые испытания. Тем не менее, даже такие технические неполадки чаще всего происходят именно из-за неправильных действий людей. К тому же, важнейшие системы жизнеобеспечения на таких опасных объектах, каковыми являются подводные лодки, резервируются, и есть многократно опробованные алгоритмы выявления и нейтрализации технических отказов. Даже неправильное срабатывание датчика проверяется системой пожаротушения, и только при получении достаточных объективных данных срабатывает система впуска фреона. При этом должна действовать система оповещения, и экипаж имеет достаточно времени, чтобы использовать средства индивидуальной защиты. Вот здесь мы и переходим ко второму фактору.
Начнем с того, что проект лодки совсем не новый. Ее на Амурском судостроительном заводе (Комсомольск-на-Амуре) заложили еще в 1991 г., а проектировали гораздо раньше. Тогда этот проект назывался «Барс». Затем кончились деньги, и в 1996 г. строительство было остановлено. Недавно деньги нашлись, говорят, индийские, и лодку стали достраивать. За это время кадры разбежались, чертежи частично утеряны, и восстановить — что было сделано по старым чертежам, а что по новым — сложно. У электриков есть термин — прозвонить схему. Сделать это на подлодке, где уложены километры проводов и кабелей, — задача трудоемкая и требующая много времени. А, судя по тому, что испытания проходили в праздничный день, уже начали спешить. Когда-то Юрий Гагарин сказал: «У электриков все причины очень простые — контакт там, где его не должно быть, и отсутствие контакта там, где он быть должен». Кто-то где-то и когда-то перепутал клеммы, сигнал исказился, и далее до бесконечности.
К тому же, на подлодке, экипаж которой составляет 73 человека, находилось более 200. В основном, гражданские и не очень подготовленные для действий в нештатных ситуациях люди. Как сказал один бывший подводник, на испытаниях много спирта для протирки контактов, кто-то мог хлебнуть для расслабления и закурить после напряженной вахты, датчик сработал, а сирена не заработала, не было нужного контакта, вот люди и задохнулись. К тому же, нет уверенности, что у всех были средства индивидуальной защиты и что гражданские люди умели ими пользоваться. Да и более подготовленные моряки нередко гибли именно из-за срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая). Так, в Бискайском заливе 20 марта 1975 г. на дизельной подводной лодке К-77 на глубине 80 м начался пожар. В действие была приведена система ЛОХ, однако фреон пошел в другой отсек, два человека погибли. Следствие выяснило, что на судоремонтном заводе при сборке системы ЛОХ была перепутана маркировка. На атомной подлодке Северного флота К-14 12 февраля 1988 г. загорелось масло. Пожар был потушен с помощью системы ЛОХ, при этом погиб один человек. На атомной лодке «Псков» 17 августа 1999 г. произошло несанкционированное автоматическое срабатывание системы ЛОХ. Дежурный по кораблю, капитан третьего ранга Виталий Возиян не воспользовался средствами защиты и получил смертельное отправление. Как видим, автоматическая система пожаротушения с применением фреона довольно опасна и требует аккуратного обращения. Очень похоже, что человеческий фактор в случившемся все-таки был, и связан он с плохой организацией ходовых испытаний. А море такого не прощает.
Инцидент затрагивает весьма чувствительную для Москвы проблему военно-технического сотрудничества с Индией. Сейчас Дели занимается серьезным перевооружением армии и создает свой подводный флот. Естественно, что за многомиллиардные контракты разгорелась нешуточная борьба. Определенные перспективы у России здесь были, тем более, что Индия — давний покупатель еще советского вооружения. Тем не менее, проблем хватает. Никак российские судостроители не могут достроить для Индии авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», индийское название «Vikramaditya». Недавно его, многострадального, наконец-то спустили на воду. Подлодка «Нерпа» должна была быть передана Индии (индийское название «Chakra») в лизинг за 350 — 650 млн. долларов (цифры называют разные) на 10 лет. Об этом в августе 2008 г. заявил командующий индийским флотом адмирал Сюреш Мехта. Однако 29 сентября министр обороны России Анатолий Сердюков после переговоров со своим индийским коллегой Араккапарамбилом Курианом Энтони заявил: «Атомных лодок мы не поставляем». Даже если эта подлодка и не предназначалась Индии, очередная авария никак не будет содействовать улучшению представления потенциального заказчика о качестве поставляемой Россией военной техники.
Как пишет лондонская газета The Times, этот несчастный случай ставит Кремль в крайне неудобное положение, так как президент Медведев и премьер-министр Путин стремятся всячески демонстрировать миру российскую военную мощь. В своем ежегодном послании Федеральному собранию президент Дмитрий Медведев в очередной раз обещал увеличение финансирования строительства боевых кораблей. Атомный крейсер «Петр Великий» ведет отряд кораблей в Венесуэлу для участия в предстоящих в этом месяце совместных учениях в Карибском море, в ходе которых российский флот будет впервые после окончания холодной войны действовать у берегов Америки. В январе этого года авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» во главе ударной группы в составе 11 кораблей при 47 самолетах принял участие в учениях у побережья Франции и Испании. В Сирии ударными темпами обустраивается военно-морская база в порту Тартус.
Но все это похоже не на картину настоящей мощи, а только на очередную демонстрацию морской «потемкинской деревни». Ведь все эти корабли, по современным меркам, весьма почтенного возраста и их скоро придется списывать. А где взять замену? Ни с кораблями, ни с подводными лодками пока не очень получается. Может, и в Сирии зря строят пирсы — швартоваться будет некому.