Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Социальная демократия и Латинская Америка

19 августа, 2009 - 18:54
CОЦИАЛ-ДЕМОКРАТАМ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ УДАЛОСЬ ОБЪЕДИНИТЬ ТРАДИЦИИ И ОРТОДОКСАЛЬНУЮ КУЛЬТУРУ СВОИХ НАРОДОВ С ПОЛИТИЧЕСКИМИ И ЭКОНОМИЧЕСКИМИ НОВШЕСТВАМИ: УЛУЧШИТЬ СИТУАЦИЮ С ЗАЩИТОЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, ПРОВЕСТИ НАЛОГОВУЮ РЕФОРМУ, СОЗДАТЬ ОБЩЕДОСТУПНУЮ СИСТЕМУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ФОТО РЕЙТЕР

Несмотря на то, что основное внимание мирового сообщества привлекают различные популистские режимы и одиозные правительства левого толка (Венесуэла, Боливия, Эквадор), в Латинской Америке существуют довольно убедительные примеры социал-демократических государств — Бразилия, Чии, Уругвай. Эти примеры дают надежду на то, что историческая новизна социал-демократии на континенте продолжит развитие.

Разница между вышеупомянутыми социал-демократическими правительствами и их популистскими вариациями заключается в том, что первые представляют собой многопартийную, конкурентоспособную систему, включающую в себя в том числе «левый» политический элемент. Социалистические, революционные, леворадикальные, профсоюзные движения были преобразованы в часть социал-демократического правительства, которое приняло в конечном итоге рыночную экономику и стало на путь идеологических преобразований, конкурируя за голоса избирателей. В то же время, наследуя часть левой идеологии, а также, будучи стимулированными политической конкуренцией, такие правительства подчеркивают важность социальных гарантий наряду с экономическим ростом страны.

Возможности для существенных преобразований зависят от политических ресурсов и фактического влияния таких правительств. У первого социал-демократического правительства в истории Уругвая есть сравнительное преимущество в этом отношении перед Бразилией и Чили, так как социал-демократы представляют собой однопартийное большинство и Френте Амлио (FA) примиряет почти все левые партии страны и имеет серьезную поддержку со стороны профсоюзов.

Кроме того, президент Уругвая Табаре Васкез после своей победы в первом раунде на выборах пять лет назад, возглавляя государство и являясь лидером партии, укрепил президентское лидерство и приобрел большую популярность. В результате во время цикла экономического процветания, продлившегося до 2008 года, сопровождавшегося ростом цен на товары и яркой динамикой внутреннего развития, правительство Васкеза сумело застраховать макроэкономическую стабильность, финансовый баланс и открытый рынок страны, поддержать конкуренцию, стимулировать внутренние и внешние частные инвестиции.

Несмотря на общую экономическую ортодоксальность, правительству Васкеза удалось реализовать важные политические новшества: улучшилась ситуация с защитой прав человека; была проведена налоговая реформа, включая введение общего, прогрессивного подоходного налога; была создана общедоступная система здравоохранения. Была установлена система выплаты пособий для бедных, многодетных семей, домохозяек. В сфере образования была принята программа «один компьютер на одного ребенка». Трудовая политика, благоприятная для рабочих и профсоюзов восстановила организации, ответственные за урегулирование выплат зарплаты.

Срок Вазкеза истекает в марте 2010 года. Он не может избираться вновь, и вырисовывающаяся картина президентских выборов не однозначно предсказуема. Действительно, несмотря на успехи правительства, может произойти изменение, поскольку Партидо Насиональ (Partido Nacional) правоцентристского блока теперь бежит голова в голову с FA.

На предварительных выборах в FA Хосе Мухика выиграл выдвижение на пост президента от партии, бросая вызов Вазкезу и отходя дальше «влево» чем его конкурент Данило Астори, который представлял продолжение нынешнего правительства. Политическая фигура Мухика имеет популистские черты, основанные на харизматическом складе личности, на декларируемой неприязни к истеблишменту и обращении к бедным, которые убедительно звучат, учитывая его участие в партизанском движении Тупамарос в 60-х, близость к правящей в Аргентине семье Киршнер и к «боливарским левым».

Учитывая все это, тщательно построенная социал-демократическая альтернатива Уругвая может оказаться не столь устойчивой. Но партийная система и внутреннее равновесие сил в FA не одобряют резкого поворота к леворадикальным взглядам или популизм. Понимая, что популистская тактика, вероятно, окажется пагубной для предвыборной кампании, Мухика начал поддерживать правительство Васкеза и обещал Астори должность вице-президента в случае успешного исхода президентских выборов — должность, подразумевающую право брать на себя инициативу по экономической политике и участвовать в руководстве. Чтобы заверить свои социально-демократические верительные грамоты, оба кандидата, Мухика и Астори, отравились в паломничество в Соединенные Штаты, Бразилию, и Чили.

Политические структуры Уругвая будут неизменно иметь сдерживающий эффект на любое избранное правительство — независимо от президентского политического уклона, если FA остается в правительстве, социал-демократические реформы последних лет, вероятно, продолжатся, хотя с другими акцентами и значительными изменениями, обусловленными экономическим циклом и политическими ресурсами правительства.

Если FA не выиграет первый раунд, то не будет обеспечено абсолютное большинство, которое получил Васкез, таким образом, будет ограничена способность правительства реализовать инновации. У Мухика есть поддержка большинства в пределах FA, но он не единственный руководитель партии, а только главы одной из ее конкурирующих фракций. Его лидерство будет проверено в предвыборной кампании, и также в его президентстве, в случае победы.

Второй срок для Френте Амлио будет более сложным, так как политическое соревнование будет более сильным, и между партиями и среди самих левых непосредственно. Эти проблемы могут, в конечном счете, приблизить политическую ситуацию социал-демократического Уругвая к состояниям Бразилии и Чили. Как и их европейские собратья, социальные демократические правительства Латинской Америки, в конечном счете, должны прийти дорогой плюрализма, демократии и сложной политики компромисса к процветанию.

Хорхе ЛАНЗАРО — профессор в Институте Политических Наук, Universidad de la Repъblica, в Уругвае.

Хорхе ЛАНЗАРО. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ