Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сокровища Лондона

Игорь МИТЮКОВ об украинском интересе на британском рынке
24 июня, 2004 - 00:00


Лондон — один из трех ведущих международных финансовых центров (вместе с Токио и Нью-Йорком). Лондон — важнейший центр деловой активности в Европе, который по своему значению опережает Париж и Франкфурт. По размеру ВВП Великобритания является четвертой экономикой мира после Соединенных Штатов, Японии и Германии. Лондон называют «открытым городом» в плане поощрения прихода иностранных компаний. Город имеет «укоренившуюся» коммерческую культуру, которая поддерживается издавна, когда Британии принадлежало ведущее место в международной торговле. На первый взгляд кажется, что украинский бизнес не настолько «зубаст» для того, чтобы мечтать о прорыве на британский рынок. Оказывается, это не совсем так. О возможностях украинского бизнеса в Британии, о правилах эффективного вхождения на иностранный рынок, о перспективах украинской инвестиционной среды — в интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины в Великобритании Игорем МИТЮКОВЫМ, который также делится своими наблюдениями относительно развития отношений нашего государства с Евросоюзом и НАТО.

— Реально ли сегодня говорить о возможностях украинского бизнеса пробиться на британский рынок? Как правильно выходить на иностранный рынок? К чему должен быть готов украинский предприниматель, планируя работать на британском рынке?

— Великобритания — и особенно Лондон — стабильно удерживает одно из первых мест в мире среди лидеров по привлечению иностранных компаний для ведения бизнеса. Главная британская «особенность» заключается в развернутой системе банковских и юридических услуг, дающей возможность эффективно работать и защищать свои интересы в любой сфере бизнеса. Однако все, что я сказал выше, не означает, что в Британии легко заниматься собственным делом, поскольку наличие таких благоприятных условий уже привлекло сюда и местных, и иностранных бизнесменов. Поэтому британский рынок полностью заполнен. Для того, чтобы начать или развить свой бизнес в Британии, нужно очень четко представлять, с какими услугами и товарами вы планируете выйти на этот рынок; какими инструментами этого рынка вы можете воспользоваться для того, чтобы удовлетворить потребности своих клиентов и покупателей. Думаю, для украинских компаний очень интересным остается как бизнес, связанный с экспортом в Британию товаров, так и импорт в Украину. Чрезвычайно интересным может быть сотрудничество украинцев с британскими компаниями в сфере импортирования британских технологий и ноу-хау. Для Украины это, по-видимому, одно из наиболее важных направлений, поскольку Британия давно уже сделала для себя выбор по отходу от традиционных промышленных производств с их огромными расходами, с вредным воздействием на окружающую среду. Сейчас британцы делают акцент на наукоемких, эффективных технологиях — тех, которые нам крайне необходимы. Однако независимо от того, в какой сфере намерены работать украинские бизнесмены, всегда следует начинать с поиска партнера. Для того, чтобы его найти, в Британии создана сеть государственных и негосударственных агентств, которые за довольно символическую плату могут предоставить первичную информацию о потенциальных партнерах.

— Не могли бы привести примеры успешного прорыва украинцев на британский рынок?

— Очень неплохо сегодня в Британии представлена украинская текстильная промышленность, набирает темпы продажа ликеро-водочной продукции. Сейчас, например, можете спокойно купить в Британии украинское пиво. То есть существуют примеры, где на рынке с высокой конкуренцией появляются наши товары. Британское законодательство довольно четко определяет условия создания юридических компаний и участия иностранного капитала, существуют довольно прозрачные процедуры.

— К каким проблемам или препятствиям должен быть готов украинский бизнесмен в Британии?

— В последнее время значительно ужесточились процедуры открытия банковских счетов. Особенно это было ощутимо, когда Украина находилась в так называемом «черном списке» FATF. Сейчас к украинским юридическим лицам применяются уже общие для всех процедуры, но и они довольно длительны. Поэтому нужно быть готовым к тому, что открытие счета в банке может занять не одну неделю. Хотя это, естественно, не будет растягиваться на месяцы. Такая процедура сегодня одинакова для всех. Она ставит целью обеспечение соответствующего уровня борьбы с отмыванием средств, полученных преступным путем, и борьбы с терроризмом. В Британии, как и в каждой стране, есть свои традиции. Хотя, по-видимому, в этой стране они наиболее свято оберегаются и наиболее распространены. Поэтому нужно быть к этому готовым. Это касается и практики делового общения, и практики установления дружеских отношений по бизнесу.

— Как бы вы охарактеризовали интерес британских бизнесменов к инвестированию в Украине? Действительно ли до сих пор среди западных предпринимателей наблюдается осторожное отношение к приходу на украинский рынок?

— Если говорить об обобщенном портрете британского бизнесмена, то, думаю, он отличается от большинства европейских бизнесменов именно своей лучшей настроенностью на работу за рубежом. По-видимому, еще голландцы могут иметь такой же высокий уровень готовности приспосабливаться к условиям других стран и эффективно развивать свой бизнес. Но эта черта характерна для британцев, и именно поэтому британский бизнес очень серьезно настроен на внешние отношения — в том числе, с Украиной. Действительно, звучит много критики. Особенно она была заметна в предыдущие годы относительно сложного бизнес-климата Украины, «зарегулированности» нашего законодательства, а также коррупции в правительственных структурах. Я думаю, что здесь были основания для объективного недовольства, но существуют случаи, когда просто бизнесмен-неудачник пытается списать свои просчеты на действия правительства, что не всегда справедливо. Считаю, что Украина должна быстро и эффективно развить судебную систему, которая будет решать в независимом, объективном ключе все бизнес-споры, которые возникали и будут возникать, поскольку такова природа бизнеса. Если говорить о последних тенденциях, то чувствуется, что оживление экономической конъюнктуры в нашей стране, достижение наибольших темпов экономического роста в Европе, существенно усиливают интерес к сотрудничеству с Украиной. Причем речь идет не только о торговых операциях, а о финансовых, инвестиционных проектах, которые сегодня создают возможность при правильной организации работы в Украине открыть новые источники финансирования — источники более дешевых, «длинных» и надежных финансовых ресурсов. Имею в виду как кредиты, так и инвестиции. Думаю, что в ближайшее время мы станем свидетелями того явления, которого давно ждем, — так называемого инвестиционного бума в Украину.

— Очень многие эксперты говорят об инвестиционном буме в контексте приближения ЕС к границам Украины. Видите ли вы такую связь?

— Думаю, что расширение ЕС обязательно повлияет на инвестиционный процесс, но пока что главным фактором, определяющим постоянное возрастание интереса к Украине и увеличение инвестиций в нашу страну, является оживление экономической ситуации в государстве. Собственно, в целом ряде секторов украинской экономики произошли изменения, которые сделали возможным стремительный экономический рост. Мы видим это и в машиностроении, и в обрабатывающей промышленности, и в энергетике. Я убежден, что на очереди рост интереса к агропромышленному комплексу. А учитывая то, что ЕС действительно приблизился непосредственно к нашей стране, это дает нам возможность пользоваться рядом существующих преимуществ в организации тех производств в Украине, которые в первую очередь будут — временно, но все- таки будут — концентрироваться на более дешевых ресурсах и более низких стандартах организации производства. В краткосрочной перспективе следует обязательно этим воспользоваться для того, чтобы увеличивать объемы производства, увеличивать доходы населения, улучшать жизненные стандарты. А в дальнейшем будем конкурировать, как говорится, исходя из более высокой собственной позиции.

— Как правительство Британии оценивает усилия Украины в сфере европейской и евроатлантической интеграции? Оба вопроса достаточно важны, учитывая, что вскоре состоится Гаагский саммит ЕС, где будут обсуждать перспективы сотрудничества Украины и ЕС в рамках концепции «Расширенная Европа». Вскоре также пройдет Стамбульский саммит, в котором Украина будет участвовать на высшем уровне.

— Великобритания была и остается той страной, которая всячески поддерживает украинскую политику в сфере евроатлантической интеграции. Это касается как переговоров с НАТО, так и с Еврокомиссией. Например, между министерствами обороны Украины и Британии разработана и реализуется одна из самых мощных программ сотрудничества, которая охватывает все сферы военной реформы, включая адаптацию военнослужащих, уволенных в запас. Если говорить о позиции Британии относительно ускорения переговоров о вступлении в НАТО, то мы знаем четкую позицию этой страны о поддержке перехода Украины в ближайшее время к интенсифицированному диалогу, который будет ставить целью реализацию Плана действий по членству в НАТО. В отношении ЕС позиция Лондона всегда была четкой: она заключается в поддержке развития торговли и экономических отношений. По-видимому, самым главным в наших переговорах с ЕС сегодня является достижение существенного прогресса в сфере так называемых четырех свобод — свободное передвижение товаров, услуг, капитала и людей. Здесь существует четкая позиция правительства Британии, которое высказывается за реализацию и внесение этого положения в План действий Украина — ЕС. Думаю, что переговоры, которые пройдут во время подготовки к саммиту и на самом саммите в Гааге, дадут Украине возможность четко высказать свои замечания и свои предложения к Плану действий, чтобы он стал действительно тем механизмом, который будет характеризоваться новым качеством сотрудничества, четко отражать специфику Украины, и как говорится, ее особое место среди соседей ЕС, на которое мы имеем справедливое право претендовать.

— Украина и Британия долгое время сотрудничают в рамках коалиционных сил в Ираке. В какой мере такое сотрудничество посодействовало развитию отношений двух государств?

— Решение Украины отправить свои войска в Ирак было положительно воспринято правительством Великобритании. Этот шаг еще раз подтвердил нашу настроенность на конструктивное сотрудничество с Великобританией. Мы разделяем главные ценности и главные цели антитеррористической коалиции. Участие Украины в международной коалиции создает возможность активнее продвигать свою политику и высказывать позицию страны на международной арене. Именно благодаря миротворческой деятельности мы видим, что с нами считаются и считаются серьезно. Думаю, что эта тема будет отдельно обсуждаться Президентом Украины на Стамбульском саммите с руководителями крупнейших стран мира.

— Планируется ли встреча Президента Украины Леонида Кучмы и премьер-министра Британии Тони Блэра в Стамбуле?

— Посольство сейчас работает над организацией этой встречи. У нас есть все основания ожидать, что такая встреча произойдет. Окончательное решение будет принято в ближайшие дни.

Сергей СОЛОДКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ