Многие эксперты называют образцом для других стран отношения между Украиной и Беларусью, которые демонстрируют готовность идти на компромисс ради решения проблем, препятствующих росту взаимовыгодного сотрудничества. Ведь, несмотря на оранжевую революцию и продолжающуюся политическую борьбу в Украине, товарооборот между странами растет, происходит обмен визитами высокопоставленных чиновников на самом разном уровне. На днях состоялся государственный визит главы Белорусского государства Александра Лукашенко в нашу страну, в ходе которого была решена основная проблема украинско-белорусских отношений — президент Беларуси пообещал своему украинскому коллеге Виктору Ющенко, что белорусский парламент ратифицирует подписанный еще в 1997 году договор о государственной границе. Как Минску и Киеву удалось достичь этой договоренности и, в частности, договориться о погашении существовавшего с 1992 года украинского долга Беларуси, препятствовавшего внесению договора на ратификацию белорусским парламентом? Как отразился мировой финансовый кризис на торговле между нашими странами и были ли найдены в ходе переговоров глав наших государств конкретные решения по совместным действиям в плане преодоления последствий этого кризиса? Каким является стратегический выбор Беларуси, чего ожидает Минск от программы «Восточное партнерство»? Об этом «Дню» — в интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Украине Валентина ВЕЛИЧКО, являющегося в данный момент дуайеном дипломатического корпуса в Украине.
«...МЕЖДУ НАШИМИ СТРАНАМИ НЕ БЫЛО И НЕТ НИКАКИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРЕТЕНЗИЙ»
— Господин посол, визит президента Беларуси Александра Лукашенко в Украину оказался весьма успешным. Многие эксперты сомневались, что сторонам удастся разрешить такой проблемный вопрос, как погашение украинского долга Беларуси, существовавшего с 1992 года и препятствовавшего ратификации белорусской стороной Договора о границе между Беларусью и Украиной. Не могли бы вы сказать, как все-таки сторонам удалось достичь такого прорыва в отношениях?
— Я бы начал с того, что подготовка к визиту велась не один год. Визит детально прорабатывался. Этому предшествовали постоянные рабочие встречи между главами государств. В частности, на январской встрече в Чернигове под руководством президентов Беларуси и Украины Александра Лукашенко и Виктора Ющенко был принят меморандум о выработке системы мер по интенсификации двустороннего торгово-экономического сотрудничества в условиях кризисной ситуации, сложившейся с начала года. Подпись под документом тогда поставили первые вице-премьеры Владимир Семашко и Александр Турчинов, а также председатели национальных банков. Это была отправная точка, которая давала возможность нам в этих условиях преодолеть негативные факторы мирового кризиса. За этим документом последовало поручение правительствам немедленно выработать неотложные меры, которые минимизировали бы последствия экономического кризиса.
А на Гомельской встрече президентов было определено: нужен официальный визит. Началась интенсивная подготовка по наработке конкретных документов с тем, чтобы визит был не ради визита, а имел практическую отдачу для обоих государств. При этом плодотворно поработала двухсторонняя межправительственная комиссия. Премьер-министр Республики Беларусь во время визита в Киев на самом высоком уровне согласовал вопросы официального визита белорусского президента в Украину. Глава украинского внешнеполитического ведомства Петр Порошенко в ходе рабочего визита 19 октября в Минск практически детализировал ранее достигнутые договоренности, которые легли в основу официального визита.
Хочу при этом отметить, что между нашими государствами имелись некоторые вопросы, которые на протяжении целого ряда лет по возможности нарабатывались и откладывались, не находя практического решения.
— Вы имеете в виду украинский долг Беларуси?
— Да. Так сложилось, что после подписания в мае 1997 года двумя президентами договора о государственной границе, в силу разных обстоятельств этот документ не был ратифицирован. И вот главы государств в совместном коммюнике и в ходе пресс-конференции объявили о том, что договор будет внесен в парламент на ратификацию. По сути, в жизни он не был как-то заметен. Пункты пограничного пропуска работали в штатном режиме, и отсутствие договора практически не отражалось на жизни людей. Более того, между нашими странами не было и нет никаких территориальных претензий.
Но отсутствие правового оформления границы стало фактором, препятствующим дальнейшему интеграционному процессу Украины то ли в Европейский Союз, то ли в другие структуры. Теперь этот фактор практически развязан.
— А как же его удалось развязать? Ведь все время в качестве препятствия фигурировал украинский долг на сумму 200 млн. дол.
— Мы бы лучше не употребляли слово «долговые обязательства», а отмечали финансовый характер вопроса. Суть в том, что в то время были национальные валюты, которые одновременно были привязаны к российскому рублю. Необходимые выверки делались как по линии национальных банков, так и министерств финансов. На первом этапе говорили, что это не государственный долг, а долг отдельных субъектов хозяйствования и так далее. Я эту тему не развивал бы дальше. Ибо на экспертном уровне все согласовано. Я полагаю, что в ближайшее время наступит развязка. Раз у нас глава государства об этом сказал, то уже нет практически сдерживающей силы, — так оно и будет. Я в этом абсолютно уверен.
— Внесен ли этот вопрос в повестку дня белорусского парламента?
— У нас существует такая система. По итогам официального визита делается протокол поручений всем заинтересованным органам государственного управления, в котором прописываются все обсуждавшиеся вопросы. Я полагаю, что этот момент уже отражен в протоколе и сама процедура ратификации не займет много времени, поскольку к этому все готовы.
— Можно ли тогда ожидать ратификации договора до конца года?
— Как только вопрос будет внесен в повестку дня, за ним последует и решение. У нас не было таких случаев, чтобы кто-то возражал. И такой проблемы не будет.
«НАСТАЛО ВРЕМЯ ВЫСТРАИВАТЬ ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ С УЧЕТОМ СКЛАДЫВАЮЩИХСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ»
— Господин посол, как вы расцениваете реакцию России относительно визита белорусского президента в Украину и достигнутых договоренностей между Киевом и Минском? Там, кажется, не совсем были довольны этим визитом.
— Мы проводим политику добрососедства, строим свои взаимоотношения с соседями на взаимовыгодной основе. И все наши действия направлены на то, чтобы обеспечить интересы наших народов, повышать их благосостояние, укреплять экономическую мощь наших государств. Даже в ходе этого визита у нас не было никаких закрытых тем, и нам абсолютно нечего скрывать. Находясь в Киеве, Лукашенко сказал: «Мы не дружим против кого-то. Мы только хотим, чтобы наши люди жили дружно и в достатке». Нравится кому-то или нет, но настало время выстраивать двусторонние отношения с учетом складывающихся обстоятельств. В принципе никаких заявлений по поводу визита не последовало. Есть какие-то мнения, но надо понимать, что это личностные видения отдельных политиков.
— Хорошо, а как вы прокомментируете мнение заместителя председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Маркова, заявившего следующее: «во-первых, белорусы боятся русского капитализма, «бессмысленного и беспощадного», как и русский бунт. Во-вторых, Лукашенко не любит нынешний Кремль (в широком смысле этого слова), поэтому и не «дружит с Россией еще крепче». Российский политик считает, что Россия должна обеспечить реинтеграцию Украины и Белоруссии в стиле ХХІ века для совместного развития. Поэтому для Лукашенко «должно быть найдено такое место в объединенной России и Белоруссии, с которым он бы согласился, ведь он популярен в Белоруссии и успешен».
— Я это отношу как к частному заявлению. Вопрос насколько это его индивидуальное мнение, насколько оно сообразуется с мнением комитета. Мне кажется, каждый имеет право на свое видение происходящих процессов. Вести полемику? Вступать в дискуссию? Я думаю, что это не дипломатический метод. Мы с Россией строим Союзное государство. Есть союзные органы управления — это правительство, высший государственный совет, в который входят высшие должностные лица наших стран. Вот в декабре они встретятся в Минске и подведут итоги уходящего года, примут совместные планы на следующий. Поэтому пусть это остается отдельным мнением политика или депутата.
— Господин посол, вы, наверное, знаете, что часто такие лица говорят то, что не могут сказать высшие государственные лица России?
— Есть институт экспертов, политиков, есть индивидуальные подходы. При этом следует преамбула: «на мой взгляд», «как мне кажется», «было бы целесообразно», могут очень интересно звучать такие предложения и позывы. Но они не несут государственную ответственность за такие произнесенные слова. Наверное, неплохо, когда существует большое количество мнений или разброс мнений. Но я не хотел бы брать это за какую-то истину в последней инстанции, которая в дальнейшем будет определять то ли курс, то ли движение, а относить к индивидуальным особенностям того или иного политики или депутата.
«... НАША СТРАНА НЕ ДВИЖЕТСЯ СТРЕМИТЕЛЬНО В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ»
— Поскольку вы упомянули слово курс, то хотелось бы от вас услышать, каким является на данный момент стратегический выбор Беларуси: двигаться в Европу, чтобы стать полноправным членом европейского сообщества, или строить Союзное государство, включающее Россию и Беларусь? Мой вопрос вызван тем, что в этом году мы много слышали заявлений Лукашенко о том, что Беларусь будет ориентироваться на Европу.
— Может быть, это прозвучит недипломатично, но наша страна не движется стремительно в Европейский Союз. А то, что сегодня складываются хорошие отношения со странами Европы, по моему мнению, объясняется пониманием того, что это взаимовыгодно как Республике Беларусь, так и Европе. Начнем с торгово-экономических отношений. С 2000 года по прошлый год белорусский экспорт в страны ЕС увеличился более чем в 20 раз. В 2008 году это составляло 44% всех наших экспортных поставок, так как в Российскую Федерацию поставлялось 32%. Хотя ранее во внешней торговле доминировал показатель экспорта в Россию. Во-вторых, рано или поздно мы будем двигаться к зоне свободной торговле с ЕС.
— Господин посол, какие ожидания возлагает ваша страна на программу «Восточное партнерство»?
— Мы хотим работать на равных условиях, не желаем, чтобы кому-то давались какие-то преференции. Мы видим большую перспективу в части сотрудничества с Украиной, которая вытекает из ратификации договора о границе. Имеется ввиду обустройство наших погранпереходов и совместная охрана границы. В этом заинтересована и Европа. Очевидно, под эти цели будут выделяться определенные финансовые средства, и это было проговорено в ходе визита Лукашенко в Киев. Речь идет и об инфраструктуре, в частности, строительстве дорог: подключение трассы Одесса — Санкт-Петербург к автостраде Берлин — Варшава — Москва, а также перспективах энергетических проектов. Беларусь может стать не только импортером украинской электроэнергии, но и транзитером ее на Литву и Польшу. Перспективным проектом в плане переработки нефти является использование нефтепровода Одесса-Броды, а в будущем и украинских газовых хранилищ. По этим направлениям в принципе все понятно, остается только отработать механизмы их реализации. Я думаю, что поэтапно все это будет делаться, не затрагивая ни в коей мере интересы других государств. Полагаю, что в Брюсселе наши внешнеполитические ведомства и руководители будут совместно продвигать эти интересы.
— А что сейчас в принципе мешает реализовать хотя бы некоторые с перечисленных вами проектов?
— Я думаю, что препятствием является то, что «Восточное партнерство» не до конца организационно оформлено, как, например, его парламентское измерение. Так, существует предложение, согласно которому каждую страну предоставляет по 10 депутатов. Но одна из европейских стран предлагает, чтобы от Беларуси почему-то было пять депутатов, а остальные пять — другие лица. Представьте себе: как можно уравнять в правах избранных народом депутатов и людей, которые ни за что не отвечают и практически никого не представляют. Возникает естественный вопрос, какими они наделены полномочиями? Я думаю, что уже в начале декабря этот вопрос найдет свое необходимое решение.
Еще один важный момент: кто будет связующим звеном или лидером? Мы на лидерство не претендуем.
— Украина вроде собирается взять на себя лидерство...
— Разумное лидерство всегда надо поддерживать.
— Господин посол, не могли бы вы прокомментировать такой вопрос. Многие эксперты считают, что белорусский парламент затягивает с признанием независимости Абхазии и Южной Осетии, поскольку Минск хочет в обмен за это решение получить от Москвы кредиты или другие привилегии.
— После августовских событий на Южном Кавказе второй год идет разговор о том, кто будет первым или вторым. Я думаю, что здесь нет никакого соревнования. Каждая страна имеет свой внешнеполитический курс, который определен главой государства и высшим законодательным органом. Я не думаю, что у нас идет речь о каком-то торге. Вопрос о признании этих республик не внесен в повестку дня белорусского парламента. Поэтому надо исходить из этих позиций. Я не думаю, что будет принято какое-то скоропалительное движение в угоду кому-то.
КРИЗИС И ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ ДЛЯ КООПЕРАЦИИ
— Поскольку наши страны поразил разразившийся в прошлом году финансовый кризис, не могли бы вы рассказать, как это отразилось на торговле между нашими странами и были ли найдены главами наших государств конкретные решения по совместным действиям в плане преодоления последствий этого кризиса?
— Действительно в ходе встречи был намечен целый ряд позиций по кооперации, повышению товарооборота. Подписано соглашение о приграничной торговле между нашими государствами. Это дает возможность Волынской, Черниговской, Ровенской, Житомирской, Киевской и Брестской, Гомельской областям беспрепятственно проводить ярмарки, обмениваться продукцией, которая в нашей стране производится по ГОСТам.
Хочу отметить, что в это трудное время нам удалось достигнуть такого понимания, что сегодня надо приходить к согласию относительно совместной кооперации и комплектации. Негоже сегодня то ли с одной стороны, то ли с другой облагать НДС те комплектующие, которые идут на сборку, готовую продукцию, поскольку это повышает ее себестоимость и естественно снижает рентабельность. И все это кладется на плечи покупателей. Могу сказать, что с украинской стороны в кооперации задействовано примерно 40 предприятий.
Наверное, хорошим знаком является то, что национальные банки пришли к пониманию, что сегодня надо строить расчеты в наших национальных валютах, поскольку это расширяет взаимовыгодный товарооборот. Кроме того, банки обеспечили возможность открывать корреспондентские счета и работать по ним. Я думаю, что такая практика будет и дальше расширяться.
Побудительным мотивом является создание совместных предприятий, которые успешно работают на взаимовыгодной основе. Сегодня совместно собираются тракторы, лифты, железнодорожные вагоны, сельскохозяйственная техника. В связи с кризисными явлениями появилась новая форма сотрудничества: производство продовольственных товаров. Беларусь имеет возможность в будущем году производить более 7 млн. тонн молока, что позволит войти в число пяти первых стран мира по производству молока на душу населения. Совместные предприятия созданы и работают на белорусской сырьевой базе в Украине, что дает возможность реализовывать продукцию не только на внутреннем рынке, но и делать экспортные поставки.
С другой стороны, кризис кризисом, но наш машиностроительный комплекс работает ни на каком другом, как на украинском металле. Две трети металла на производство нашей техники идет из Украины. 90% труб поступают в Беларусь из Украины. Основная часть вагонов произведена из украинских комплектующих. Во все времена ваша страна была гарантированным поставщиком сельскохозяйственной продукции. В прошлом году мы закупили сельскохозяйственной продукции более чем на 450 млн. дол. Это нам по совокупности позволило иметь в прошлом году рекордный товарооборот — 5 млрд. дол. Украина стала у нас вторым стратегическим партнером. А мы вошли в первую десятку стран, с которыми украинская сторона имеет торгово-экономические отношения.
«МЫ ЧУВСТВУЕМ СЕБЯ ЗДЕСЬ КОМФОРТНО...»
— Господин посол, вы находитесь в Украине очень длительное время. Многие дипломаты говорят, что политическая ситуация в нашей стране отрицательно влияет на отношения Киева с другими странами. Сказывается ли то, что происходит в Украине, на двухсторонние отношения с Беларусью?
— Я очень комфортно чувствую себя в Украине. Ведь никто ни в правительстве, ни в Верховной Раде, а тем более в регионах не ставит вопрос, что Беларусь ненадежный партнер. Надо тем же и отвечать. Если бы не было такой взаимной уважительности, знаете, одностороннее движение неэффективно и на нем далеко не уедешь. Нет ни одной области в вашей стране, где бы я не был. Я знаю всех руководителей, я с ними общаюсь. Я общаюсь с нашей диаспорой, белорусами, которые здесь выросли, обзавелись детьми. Я всегда им говорю, будьте законопослушны, судьба выбрала вас и весь смысл вашей жизни здесь. Мы чувствуем себя здесь комфортно и благодарны за такое понимание. Наверное, это один из основных элементов успеха, который мы сегодня имеем. Это обеспечивает наше движение вперед.
— А в личном плане, что вам больше всего нравится в Украине?
— Хотелось иметь больше времени. Другой раз мне распишут столько, что не знаешь, как успеть везде. Чаще всего я посещаю театр им. Ивана Франко. Кроме того, непременно посещаю выставки. А поскольку я стал дуайеном, то на встречах с послами я их ориентирую, как надо спокойно и выдержано работать, но особенно не поддаваться каким-то сиюминутным эмоциям.