Вчера начался трехдневный официальный визит украинского Президента Леонида Кучмы в Казахстан. Официальная информация о содержании поездки достаточно скупа. Согласно информации Министерства иностранных дел Украины, украинско-казахстанский саммит должен завершиться подписанием общего заявления двух президентов, соглашением между правительствами стран о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях; соглашением между налоговиками о взаимодействии и обмене информацией в сфере контроля над производством этилового спирта и алкогольной продукции; соглашением между управлением Государственной охраны Украины и Службой охраны президента Республики Казахстан о сотрудничестве и взаимодействии.
Очевидно, что визит Кучмы будет иметь политическую составляющую: прежде всего, обсуждение возможного сотрудничества в борьбе с международным терроризмом. Кстати, Назарбаев заявлял, что Казахстан будет содействовать акции США всеми силами. Кроме того, предполагается, что будет обсуждаться возможность привлечения Украины к Евразийскому экономическому содружеству как наблюдателя.
Казахский посол в Украине Равиль Чердабаев перед поездкой украинского лидера перечислил намного больше «точек касания» в отношениях между нашими странами и, кажется, более важных, чем контроль за продуцированием спирта. В частности, Чердабаев неделю тому назад был убежден, что во время визита будет подписано соглашение в сфере развития нефтегазового сектора, аграрной отрасли, освоения космоса, закупки казахстанской нефти. Однако ничего по этим вопросам, во всяком случае в официальных анонсах, не значится. Но, можно допустить, что упомянутые послом сферы кооперации уже не требуют документального оформления, поскольку между Киевом и Астаной существует и без того достаточно порядочный договорной «задел». На сегодня он имеет более восьмидесяти двухсторонних документов, в том числе — и в отраслях, перечисленных послом.
Сегодня на двухстороннем уровне рассматриваются вопросы абсолютно различных масштабов: от общего производства комбайнов — до сотрудничества в космической сфере. При этом следует учесть, что никто в Казахстане не ожидает Украину с распростертыми объятиями. Киеву приходится далеко не на равных соревноваться за казахстанский рынок с мощными западными компаниями, приходится и проигрывать. По уровню заграничных инвестиций на душу населения Казахстан занимает одно из первых мест в СНГ (преимущественно в нефтегазовом секторе). Немало транснациональных компаний представлены в стране собственными офисами. Астана имеет все основания воплотить достаточно давнюю, хотя и претенциозную мечту — стать финансовым, бизнесовым центром в Центральноазиатском регионе.
Украина не раз демонстрировала свою заинтересованность в казахстанской нефти и газе. По объемам поставок нефти в Украину Казахстан занимает второе место после России. За восемь месяцев этого года в Украину поставили 2,1 млн. тонн казахстанской нефти, что вдвое меньше объемов импорта русской нефти. Казахстан, в свою очередь, кровно заинтересован в украинской нефтепереработке. Казахстанская национальная нефтегазовая компания «Казахойл» владеет 60-процентным пакетом акций третьего по величине нефтеперерабатывающего завода в Украине ОАО «Херсоннефтепереработка». Проблемы, возникшие у нового владельца с предыдущим, а потом со сбытом готовой продукции на украинском рынке, теперь якобы миновали. Теперь рассматривается возможность участия Украины в освоении нефтегазовых месторождений на казахстанском шельфе Каспийского моря. НАК «Нефтегаз Украины» ранее сообщал о том, что по два нефтегазовых участка на своей территории готовы выделить Украине Туркменистан и Узбекистан. Почему бы и не достичь такой договоренности с Астаной? Тем более, что украинское руководство, хотя пока и безуспешно, пытается реализовать нефтяной проект Одесса — Броды, который без каспийской нефти «и ни туда, и ни сюда». Некоторые украинские специалисты, между тем, забегают немного вперед, говоря о «трубопроводном» сотрудничестве Казахстана и Украины. Речь идет о возможности использования для транзита казахстанской нефти трубопровода Одесса — Броды. Между тем, основную часть своего нефтяного экспорта Казахстан направляет нефтепроводом Тенгиз — Новороссийск и до сих пор не имел намерения отказываться от этого пути в качестве главного.
Владельцам казахстанского нефтепровода может быть куда более выгодным сотрудничество с Болгарией, которая также работает над сооружением нефтяных веток в Западную Европу. Кроме того, до сих пор неизвестно, пойдет ли польская сторона на прокладывание нефтепровода от Бродов до Гданьска, а поэтому будет ли реализован украинский выход нефти на западноевропейское пространство. Многое зависит от того, будет ли создан международный консорциум и на каких основаниях.
Достаточно прибыльным обещает быть общее участие Украины, России и Казахстана в конверсионной программе «Днепр». Проект заключается в модернизации и коммерческом запуске спутников с помощью конверсионной ракеты- носителя «Днепр», созданной на базе межконтинентальной баллистической ракеты РС-20. На территории Казахстана расположен космодром «Байконур», который используется в рамках реализации космических программ Украины и России. Ракета РС-20 разработана и изготовлена украинскими предприятиями ГКБ «Южное» и «Южмаш» и находилась на вооружении ракетных войск стратегического назначения России. На сегодня категория РС-20 насчитывает до 150 ракет, которые, согласно международным договорам, должны быть сняты с вооружения до 1 января 2007 года. В то же время эти договоры позволяют не уничтожать тяжелые межконтинентальные баллистические ракеты, а переоснащать их в космические носители, что является выгодным и для России, и для Украины, и для Казахстана. Уничтожение одной такой ракеты стоит до $200 тыс., переоснащение же хотя и нуждается в дополнительных финансовых затратах, но они целиком покрываются после коммерческого использования ракетоносителя.
На текущий год Казахстан запланировал изготовление десяти зерноуборочных комбайнов «Нан» (на казахском языке означает «хлеб»), сконструированных на основании украинского комбайна «Лан», адаптированного к условиям Казахстана, а также 300 жаток. Общая стоимость комплектующих, поставленных украинской стороной, согласно планам, составляет $3,4 млн. Шквал критики, появившийся в казахстанской прессе в адрес «Нан»— «Лан», показал, насколько нежелательным для конкурентов является продвижение украинской техники в Казахстане. Несмотря на это восемь комбайнов все-таки были изготовлены, и они замечательно прошли испытание на деле во время жатвы в этом году.
КСТАТИ
«Нынешнее состояние торгово-экономического сотрудничества между Украиной и Казахстаном не может не радовать», — сказал Леонид Кучма в интервью газете «Казахстанская правда» накануне своего визита в Астану. «Объективным свидетельством укрепления и расширения сотрудничества является установившаяся, начиная со второй половины 1999 года, тенденция увеличения объема двусторонней торговли», — отметил украинский лидер. Так, в первом полугодии нынешнего года объем товарооборота по сравнению с соответствующим периодом 2000 года вырос более чем в два раза и составил около $400 млн. По словам Кучмы, Украина рассчитывает на то, что казахстанские нефтеперерабатывающие компании станут членами международного консорциума, создаваемого для эксплуатации нефтепровода «Одесса-Броды». Кучма также отметил возможности для сотрудничества в ядерной энергетике. Обнадеживающим признаком развития двусторонних экономических связей Кучма назвал переход от простых форм торговли к интеграции производств.