Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Союзническая пробуксовка

Дом, который никак не построят Беларусь с Россией
2 декабря, 2008 - 20:12
ФОТО РЕЙТЕР

Во второй раз за последнее время сорвалось очередное заседание Высшего государственного совета Союзного государства Беларуси и России. Первоначально это заседание, на котором планировалось подписать соглашение о единой системе ПВО, обсудить принятие конституционного акта Союзного государства и переход двух стран на единое платежное средство, то бишь российский рубль, должно было состояться 3 ноября, но позже было перенесено на 1 декабря. Однако и в этот раз получилась очень серьезная пробуксовка, приведшая к переносу заседания ВГС на неопределенный срок и даже к обмену нотами внешнеполитических ведомств двух стран.

«Российская сторона была готова провести госсовет 1 декабря. О своей готовности заявляли и белорусы. Но потом одна из сторон предложила для рассмотрения ряд существенных вопросов, требующих дополнительного согласования и переноса даты госсовета», — заявил пресс-секретарь государственного секретаря Союзного государства Павла Бородина.

В свою очередь, руководитель пресс-службы белорусского президента Павел Легкий следующим образом прокомментировал отмену заседания Высшего госсовета Союзного государства Беларуси и России: «Нет абсолютно никаких причин для того, чтобы обвинять Беларусь в том, что Высший госсовет не состоялся. Позиция белорусской стороны неоднократно озвучивалась президентом Беларуси. Она заключается в том, что Высший госсовет Союзного государства должен быть весомым мероприятием и, соответственно, должна быть весомая, значимая повестка дня. ...На обсуждение президентов двух стран должны быть вынесены вопросы, которые не будут проходными для судьбы Беларуси и России, иначе ВГС теряет смысл».

И здесь Павел Легкий абсолютно прав. Накануне в интервью агентству Франс-пресс Александр Лукашенко сделал несколько заявлений, которые при ближайшем рассмотрении объясняют все пробуксовки в строительстве полновесного Союзного государства. В частности, он сказал: «Мы должны с Российской Федерацией, договорившись о том, что мы строим единое союзное образование, обеспечить равные условия для субъектов хозяйствования, для предприятий».

Относительно будущего союза белорусский лидер был более чем откровенен: «Как создать такой тесный союз и при этом остаться суверенными, независимыми государствами — Россией и Беларусью? Я считаю, мы тоже могли бы найти развязку этого вопроса. Может быть, на каком-то этапе в России опять возобладало мнение: «Вот мы — большие, они — поменьше»? Союзное государство без равноправия? Там не может быть старших, младших братьев. Ну и потом, откровенно говоря, мы же рассчитывали, что к этому союзу может присоединиться Украина, Казахстан, другие государства. Куда они, к чему они будут присоединяться, если там будет старший брат и братья поменьше, помладше? Они не присоединятся. Поэтому, если Российская Федерация хочет, чтобы были перспективы у этого союза, чтобы этот союз продвигался и дальше, то надо соглашаться с этой равноправной основой. Большой ты или малый, но надо разговаривать за одним столом на равных условиях».

Политолог Владимир Подгол убежден, что в тот момент, когда Александр Лукашенко давал интервью одному из ведущих западных агентств, он был абсолютно искренен: «Недавно наш президент открыто заявил, что не согласится на заседание Высшего государственного совета Беларуси и России, если на нем будут решаться мелкие, малозначимые вопросы. Что же такое важные стратегические вопросы в отношениях двух стран в понимании Лукашенко?

Это единые цены на сырье, и, в частности, на энергоносители для хозяйствующих субъектов РФ и РБ.

Это два эмиссионных центра в Москве и Минске, наделенных абсолютно равными правами.

Это и единые политические права для белорусских и российских граждан, в том числе избирательное право.

Последнее, правда, публично не афишируется, но для людей, более-менее занимающихся политикой и политологией, данное стремление белорусского лидера очевидно.

Теперь уже понятно, что по всем этим пунктам возникли серьезные разногласия. Как и по подписанию единой системы противовоздушной обороны. Министру обороны Беларуси Леониду Мальцеву было поручено подписать данное соглашение, но я думаю, что это было сделано больше для отвода глаз. Александр Лукашенко прекрасно понимает, что соглашение о единой системе ПВО — это как соглашение о едином рублевом пространстве. Только тут вместо российского рубля будет выступать российская ракета на белорусской земле, которую будет очень непросто контролировать...»

Аналитик Андрей Федоров считает, что ситуация осложняется еще и тем обстоятельством, что обе стороны не очень-то любят открыто обсуждать текущие проблемы строительства Союзного государства: «Почему об отмене заседания Высшего государственного совета общественность узнала только в день его проведения — 1 декабря? Неужели такое важное мероприятие сорвалось в самый последний момент? В этой связи остается только догадываться, что творится в закулисье интеграционной кухни двух стран».

Действительно, об этом часто приходится только догадываться. Пока можно сказать, что на этой интеграционной кухне обе стороны ведут себя следующим образом: Иван кивает на Петра, а Петр — на Ивана. Пресс-служба Кремля после обмена дипломатическими нотами, после озвучивания взаимных претензий захотела поставить точку в этом деле: «Белорусская сторона предпочла отложить заседание ВГС на более поздний срок с тем, чтобы провести до этого встречу глав государств двух стран. Российская сторона не видит препятствий для организации такой встречи в ближайшей перспективе».

Выходит, встретятся вскоре Дмитрий Медведев с Александром Лукашенко, и все спорные моменты в строительстве Союзного государства развеются, как сон, как утренний туман?

Мягко говоря, не все так просто в этом строительстве.

Если попытаться выделить главное в ТЕКУЩИХ проблемах интеграции Беларуси и России, то, скорее всего, все упирается в цены на российское «голубое топливо» для Беларуси, которые за месяц до Нового года еще не согласованы. Наверное, не случайно на днях заместитель премьер-министра Андрей Кобяков заявил, что переговоры о стоимости российского газа для Беларуси должны вестись с учетом нынешнего снижения цен на нефть. Это говорит о том, что согласование окончательной цены на российский газ находится отнюдь не на последней стадии.

Белорусский президент считает, что близкая дружба с Россией для последней дорогого стоит. И в прямом, и в переносном смысле.

Отсюда, видно, и такая проволочка с заключением соглашения о единой системе противовоздушной обороны, и перенос переговоров о конституционном акте, и провисание в очередной раз единого рублевого пространства, и многое другое.

И действительно, Беларусь год за годом получает дешевый газ, недавно россиянами был выделен стабилизационный двухмиллиардный кредит на льготных условиях. Но с каждым разом условия получения этой, по сути, экономической помощи становятся все жестче, намеки на единое государство — все непрозрачнее, а поле для маневра — все более узким.

Надо быть большим политическим виртуозом, чтобы в данной ситуации не загнать себя в угол...

Александр КОКТЫШ, Минск, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ