Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Список Медведева

От кадров Путина избавляются системно
24 февраля, 1996 - 20:02

На сайте Кремля опубликован список президентского кадрового резерва. С ними глава государства намерен встретиться в начале марта. В Москве заговорили о новой эпохе в кадровой политике. Кадры вроде бы будут теперь подбираться исключительно по деловым качествам. Как говорится, свежо предание, но не особо верится. Очередной виток российских кадровых перестановок при внешней демократичности и открытости отражает наличие большого комплекса политических и экономических проблем.

Резерв состоит из четырех подразделов: замещение должностей в федеральных, региональных органах власти, в бизнес-структурах, общественных организациях и политических партиях. Кандидаты должны продемонстрировать успешность, управленческие способности, стратегическое мышление, профессионализм, общественное признание. Главное препятствие на пути попадания в список — судимость. По базам данных компетентных органов проходила проверка на предмет обнаружения причастности претендентов к коррупционным скандалам. Премьер-министр Владимир Путин назначил статс-секретаря, заместителя министра регионального развития Анастасию Ракову директором правового департамента правительства. Так первый резервист получил назначение.

В списке практически нет выходцев из спецслужб. Да и питерских среди них почти не видно. А если соединить первое и второе, то вывод очевиден: выходцы из спецслужб потеряли политический вес. Они израсходовали его в бесконечных внутренних разборках, вылившихся на страницы прессы еще осенью 2007 г. Значительная часть «птенцов Путина» определена в ведущие корпорации военно-промышленного комплекса, важнейшие финансовые учреждения. Они сохранили и даже приумножили свой лоббистский потенциал, но все это не компенсирует потери политического влияния. Более того, делает их весьма уязвимыми в процессе возможных политических и экономических катаклизмов, которые можно прогнозировать с большой долей вероятности. Это пока Путин и Медведев обещают не уменьшать гособоронзаказ, можно вырвать в пользу своей корпорации достаточно большой кусок этого заказа. Но что будет, если реалии экономики потребуют его сокращения? Не такая это священная корова, чтобы быть совершенно неприкосновенной. А с уменьшением денежного потока и значимость промышленных генералов падает в квадрате, так что заменить их особых трудов не составит. Желающие из кадрового резерва или из других списков найдутся.

Случайно или нет, но опубликование части списка кадрового резерва совпало с увольнением ряда губернаторов областей. Президент подписал указ о досрочном прекращении полномочий губернатора Орловской области Егора Строева, псковского губернатора Михаила Кузнецова, а также губернатора Ненецкого автономного округа Валерия Потапенко. В заявлении пресс-службы Кремля говорится, что отставки всех трех губернаторов были приняты по собственному желанию. Одновременно Медведев внес на рассмотрение Воронежской областной думы кандидатуру министра сельского хозяйства Алексея Гордеева — для наделения его полномочиями губернатора Воронежской области. Срок полномочий ныне действующего главы — Владимира Кулакова — истекает 14 марта.

Массовая отставка глав регионов является воспитательной акцией для остального губернаторского корпуса в условиях кризиса. Как считает руководитель Агентства регионального развития Ростислав Туровский, «Кремлю... необходимо, чтобы губернатор держал под контролем публичную сферу, обеспечивал результаты на выборах, в частности голосование за «Единую Россию». У смещенных губернаторов были очевидные проблемы с контролем над электоральным процессом... Все было проведено в один день для того, чтобы вызвать публичный эффект». Кстати, по столице ходит все больше слухов, что и Юрий Лужков очень скоро напишет заявление. Косвенно это подтверждается его резкими заявлениями с критикой власти, поддерживающей олигархов, и предложениями национализации. Говорят, это связано с тем, что его готовится сменить чукотский губернатор Роман Абрамович. Разворачивается интрига вокруг губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова. У него напряженные отношения с партией «Единая Россия», которые обострились в связи с предстоящими 1 марта выборами мэра Мурманска. На эту должность Юрий Евдокимов пытается провести своего заместителя Сергея Субботина. С жалобой на губернатора обратились в Общественную палату 12 общественных организаций. Ожидалось, что президент отправит областного руководителя в отставку, но этого не произошло. Налицо нежелание президента действовать под нажимом партии «Единая Россия», по крайней мере, в этой области.

Проблемными для Кремля и Белого дома являются не столько губернаторы, хотя и их нужно держать под неусыпным контролем, сколько национальные республики. В частности, такими стали Татария и Башкирия. Первой пока не занимаются, технологии смены главы республики в Казани отрабатываются в Уфе. Москва ведет себя достаточно демонстративно. Неугодный бывший глава администрации президента Башкирии Радий Хабиров, который летом 2008 г. был исключен из «Единой России» якобы из-за антикоррупционного расследования, был восстановлен центральным руководством партии и приглашен на работу в администрацию президента Медведева. И это был не единственный удар по президенту Муртазе Рахимову. В январе 2009 г. начальником ФСБ по Башкирии был назначен Виктор Палагин, который сменил Игоря Черноокова, более лояльного к башкирскому президенту. Появилась информация, что полпред в Приволжском федеральном округе уже подготовил список из трех кандидатов на пост президента Башкирии, которые не имеют тесных связей с местной политической элитой. И такую утечку информации можно считать направленной на проверку реакции на приближающиеся кадровые перемены.

А это в последнее время для Москвы приобрело большое значение. В начале февраля самая крупная северокавказская республика Дагестан пережила детективно-политическую историю. В ее центре оказался инцидент с кадровыми перемещениями в республиканском управлении Федеральной налоговой службы (УФНС). На вакантное место главы управления был назначен Владимир Радченко, который до этого был руководителем подразделения УФНС в Карачаево-Черкесии. Как только информация о приходе «варяга» стала достоянием гласности, начались массовые акции протеста против нового назначенца. Уже на административной границе претендента на пост предупредили о минировании его офиса. Затем прошло пикетирование здания управления, а также перекрытие улиц в столице Махачкале. 6 февраля 2009 г. назначенного руководителя федеральной службы похитили, хотя время его пребывания в заложниках было непродолжительным и носило скорее демонстративный характер. По этническому распределению должностей в республике пост главного налоговика должен занимать лезгин, а не русский и тем более — из чужих. Президент Муху Алиев был категоричен: чужие в республике занимать руководящие посты не будут. После этого он был вызван в Москву для беседы с Дмитрием Медведевым, но ситуация не изменилась. Радченко в должность так и не вступил.

Характерно, что «лезгинский след» в этой истории быстро ушел на второй план. Скорее речь идет о противостоянии между местной руководящей верхушкой и так называемыми дагестанскими москвичами во главе с фигурантом многих списков журнала Forbes Сулейманом Керимовым. Есть предположение, что именно его сторонники стояли за Радченко. Именно их Муху Алиев назвал «деструктивными силами, которые в борьбе за власть не прочь руководствоваться любыми средствами».

Положение в Дагестане, сотрясаемом этнической, клановой и религиозной борьбой, осложняется и фактором возможного территориального раскола. Противники нынешнего президента контролируют муниципальные образования в северной и южной частях республики возле политически значимых границ с Чечней и Азербайджаном. В разгар конфликта вокруг Радченко с заявлением, осуждавшим митинги против его назначения, выступили депутаты Сулейман-Стальского района. Влияние Керимова на юге республики укрепляется в первую очередь у него на родине — в Дербенте, втором городе республики.

Проблемы Дагестана тесно связаны с нарастанием сепаратистских настроений в территориально близкой Кабардино-Балкарии. Там Советом старейшин балкарского народа готовится съезд по отделению Балкарии. Земельные вопросы в республике приобрели большую остроту, выливающуюся в противостояние двух этнически далеких народов — кабардинцев и балкарцев.

Ситуация на Северном Кавказе обостряется с каждым днем, и в этой обстановке Москва предпочитает не раздражать местное руководство и фактически отдала ведение дел им на откуп. Однако пример Чечни и соседней Ингушетии показывает, что наблюдение из «прекрасного далека» и невмешательство в развитие событий может привести к тяжелым последствиям. В начале 90-х тоже думали, что чеченский нарыв рассосется сам по себе. Не получилось...

Юрий РАЙХЕЛЬ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ