Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

США: дальнейшие действия в отношении Украины

12 января, 2005 - 20:30

Победа Виктора Ющенко на украинских президентских выборах стала торжеством демократии и стремления украинцев жить в нормальной стране, свободной от коррупции и кумовства. В ходе жесточайшей предвыборной гонки ему пришлось столкнуться с подтасовкой результатов голосования, массированным злоупотреблением государственными ресурсами со стороны его оппонента и попыткой отравления. Но теперь перед ним стоит самая трудная задача: добиться успеха на посту президента.

Представление Ющенко о будущем Украины — демократической страны с процветающей рыночной экономикой, тесно связанной с европейскими институтами — практически совпадает с точкой зрения Вашингтона. Вот что нам следует сделать, чтобы помочь воплотить эту мечту в реальность:

— Белый дом должен как можно скорее оказать политическую поддержку новому президенту. Ющенко заявлял, что первым из зарубежных лидеров, с которым он встретится, будет президент России Владимир Путин. Президент Буш должен пригласить Ющенко посетить Вашингтон вскоре после этого или сделать остановку в Киеве в ходе своего визита в Европу в феврале, чтобы встретиться с Ющенко;

— Соединенным Штатам немало лет пришлось работать с украинским правительством, чье отношение к реформам можно в лучшем случае назвать двусмысленным. Ющенко на посту президента будет последовательно проводить курс на реальные преобразования. Когда он определит свои приоритеты в области реформ, Соединенные Штаты должны соответствующим образом «перенастроить» свои программы помощи, чтобы помочь ему быстро добиться ощутимого прогресса. Кроме того, Вашингтону следует увеличить объем помощи Украине, подобно тому, как он поступил в отношении Грузии после «революции роз». Сумма, запрашиваемая администрацией на помощь Украине в бюджете на 2005 г., не достигает и 80 миллионов долларов. Стоит отметить, что в конце 1990-х годов, когда возможность преобразований была менее реальна, чем сегодня, ежегодный объем помощи этой стране составлял 225 миллионов долларов;

— для усиления экономического роста и повышения жизненного уровня украинцев еще большее значение, чем непосредственная помощь, имеют инвестиции и развитие торговли. Вашингтону следует немедленно приступить к сотрудничеству с Киевом в осуществлении мер, позволяющих улучшить деловую атмосферу в Украине. Выработка справедливых и прозрачных правил игры приведет к росту иностранных инвестиций в Украине: их нынешний объем (7 миллиардов долларов) ничтожно мал по сравнению, например, с 65-ю миллиардами, вложенными в экономику соседней Польши. Кроме того, американские и украинские чиновники могли бы совместно разработать «дорожную карту», обеспечивающую прием Украины во Всемирную торговую организацию уже в этом году и облегчающую доступ украинской продукции на зарубежные рынки;

— Конгресс должен безотлагательно принять закон, исключающий Украину из сферы действия поправки Джексона-Вэника. Эта поправка была принята в 1974 г., чтобы облегчить эмиграцию советских евреев и способствовать свободе вероисповедания в СССР. Украина удовлетворяет всем требованиям по обоим вопросам. Исключение Украины из сферы действия поправки позволит распространить на нее постоянный режим наибольшего благоприятствования в торговле и стереть позорное клеймо, унижающее украинцев;

— Соединенные Штаты должны, консультируясь с Ющенко, разработать путь сближения Украины с европейскими институтами. На февральском саммите НАТО мы могли бы попросить лидеров союзных стран подтвердить свою готовность к укреплению связей с Украиной. Альянсу, конечно, не пристало «давить» на другие страны, чтобы те подавали заявки на вступление в его ряды. Однако Вашингтон должен подтвердить свои слова, произнесенные ранее: если Украина хочет вступить в НАТО, Соединенные Штаты поддержат это стремление, конечно, при условии, что Украина примет необходимые меры, чтобы добиться соответствия критериям членства в Альянсе. Роль мощного стимула может сыграть перспектива вступления в Европейский Союз; кроме того, развитие отношений с Евросоюзом не вызовет в самой Украине таких разногласий, как укрепление связей с НАТО. Соединенные Штаты и Европейский Союз тесно сотрудничали, обеспечивая демократический результат украинских выборов. Теперь Вашингтону следует попросить европейских партнеров, чтобы они энергично развивали сотрудничество с Киевом и заявили, что Украина, при условии соответствия демократическим и экономическим стандартам Европы, сможет в один прекрасный день подать заявку на вступление в ЕС;

— наконец, остановимся на вопросе, способном уже в ближайшее время создать проблемы в американо-украинских отношениях — об украинском воинском контингенте в Ираке. Ющенко выступал за его вывод, и подавляющее большинство украинцев поддерживает этот шаг. Понятно, что обеспечение поддержки со стороны партнеров по коалиции в Ираке для Вашингтона немаловажно, однако было бы ошибкой позволить этому вопросу выдвинуться на первый план в повестке дня двусторонних отношений.

В Украине избран президент — приверженец реформ. Существует реальная перспектива, что страна пойдет по тому же пути реформ, что и Польша или другие страны Центральной Европы, и сможет превратиться в нормальное европейское государство. Успешное преодоление этого пути прежде всего зависит от действий самих украинцев. Однако мы можем им в этом помочь, и к тому же успех украинских реформ будет означать укрепление стабильности и безопасности в Европе. Не захотим же мы упустить такую возможность!

Стивен ПАЙФЕР, бывший посол США в Украине The Washington Post, 11 января
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ