Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

США – вне «нормандского» формата

Эксперт: Если бы существовали убедительные аргументы того, что американское участие будет иметь значительное позитивное влияние на переговоры, то Вашингтон был бы готов пересмотреть свою позицию
14 мая, 2015 - 12:39
Джон Керри
ФОТО REUTERS

Похоже, что вопрос решения конфликта на Донбассе, на самом деле говорится о российской агрессии на востоке Украины, может получить новый импульс. По крайней мере, такое впечатление создавалось по внешнеполитической активности последних дней таких тяжеловесов, как Германия и США. На днях также проходят визиты президента Украины в Германию, а премьер-министра во Францию.

О результатах двух визитов немецкого канцлера Ангелы Меркель в Москву и Госсекретаря Джона Керри в Сочи уже известно. «День» писал в материале «Диалог глухого с немым», что стороны остались при своем. Единственным результатом было то, что Меркель заявила на пресс-конференции в присутствии Путина о преступной аннексии Крыма.

Много ожиданий в решении конфликта возлагалось на первый за два года визит в Россию одного из наивысших должностных лиц США — Госсекретаря Джона Керри. Ведь почти все эксперты единодушно отмечали, что привлечение США к нормандскому формату, в котором принимают участие Украина, Германия, Франция и Россия, способствовало бы более быстрому решению конфликта на Донбассе.

Однако этот вопрос так и не прозвучал, по крайней мере, такой вывод можно сделать из пресс-конференции глав дипломатических ведомств США и РФ, а также из публикаций в СМИ. Поэтому вышеуказанные визиты Меркель и Керри в Россию, на которых обсуждалось украинское без участия Украины, вызывают обеспокоенность. Ведь никто не знает, каких договоренностей эти лидеры достигли с руководством Кремля, какую плату придется платить Украине за решение конфликта, который инициировала Россия.

Остается полагаться на то, что в ходе визитов в Германию и Францию соответственно президент и премьер получат ясность по этому вопросу. И разумеется, какие-то гарантии того, что Берлин и Париж найдут рычаги влияния на Россию, чтобы та выполняла Минские договоренности. Но уже сейчас возникает вопрос к эффективности и последовательности президента Украины в реализации внешней политики нашей страны. Потому что, согласно Конституции, именно он отвечает за внешнюю политику Украины. Сам Порошенко подписал Минские договоренности, а здесь накануне визита в Берлин он отметил, что в ходе переговоров с немецким канцлером собирается просить европейских лидеров поддержать отправление на Донбасс миротворцев под эгидой ЕС или ООН. Но эта идея не имеет поддержки в ЕС, особенно учитывая то, что сам Порошенко заявляет об отсутствии альтернативы Минским договоренностям, а также обещает их выполнять.

Хорошо, что почти одновременно с визитом Президента проходит визит премьер-министра Украины во Францию, которая является участницей «нормандского» формата. Арсений Яценюк тоже должен убедить французского президента Франсуа Олланда в том, что наша страна выполняет Минские договоренности и соответственно получить обещания относительно того, что Париж будет оказывать давление на Москву, чтобы та выполняла эти договоренности.

«КРЕМЛЬ ПОКА НЕ ГОТОВ РАБОТАТЬ ДЛЯ УРЕГУЛИРОВАНИЯ»

Стивен ПАЙФЕР, старший научный сотрудник Института Брукингза, Вашингтон:

— Главная цель визита Керри заключалась в том, чтобы держать открытым канал связи с Путиным. Это будет полезно, если Кремль изменит свою политику относительно Украины таким образом, что будет сигнализировать, что он хочет настоящего урегулирования конфликта и прекращения изоляции Запада. Подобно тому, как это полезно канцлеру Германии Ангеле Меркель, чтобы сохранить открытыми каналы общения с Путиным. В конечном итоге Украина не может вернуться к нормальному состоянию, если россияне будут выступать против этого; они имеют слишком много рычагов — военный, энергетический, экономический — которые могут использовать, чтобы давить на Киев. Проблема в том, что Кремль пока не готов работать ради такого  урегулирования.

Что касается конкретики переговоров, то Вашингтон поддерживает Минский процесс и договоренности Минск II, но он не стремился быть включенным в нормандский формат. Пока не ясно, может ли включение Вашингтона в переговоры помочь реализации Минских договоренностей. Это может даже замедлить динамику, учитывая более сильную напряженность между Вашингтоном и Москвой. Если бы существовали убедительные аргументы того, что американское участие будет иметь значительное позитивное влияние на переговоры, то Вашингтон был бы готов пересмотреть свою позицию.

«СЕРЬЕЗНО НЕДООЦЕНИВАЯ ОПАСНОСТИ РЕВИЗИОНИЗМА ПУТИНА, АДМИНИСТРАЦИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ЕВРОПЕЙЦАМ ВЗЯТЬ НА СЕБЯ ИНИЦИАТИВУ»

Джон Хербст, экс-посол США в Украине, член Американского Совета, Вашингтон:

- Печально, что Белый дом не понимает, что ревизионистская политика Кремля в Украине, Европе и Евразии  является намного большим стратегическим вызовом, чем Иран. А этот вызов требует более энергичной и твердой реакции Америки и Запада. Визит господина Керри и его акцент на том, как США и России могут улучшить отношения - неправильный сигнал, чтобы остановить агрессивные замыслы Москвы в отношении ее соседей.

Политика Белого дома не отражает серьезность угроз действий Кремля. Если слабая американская политика позволит России достичь успеха в Украине и осуществить агрессию в любом другом месте, то в результате внешняя политика администрации Обамы будет рассматриваться как слабая и неуспешная.

Серьезно недооценивая опасность ревизионизма Путина, администрация с позволяет европейцам взять на себя инициативу в этом кризисе. Администрация Обамы, скорее всего, продолжит свою жесткую политику санкций относительно  России. Вашингтон не может игнорировать продолжающееся нарушение Москвой режима прекращения огня: новые поставки тяжелого оружия, присутствие российских войск, почти ежедневные гибели украинских военнослужащих, вызванные огнем из контролируемых Кремлем областей Восточной Украины. Кроме того, многие высокопоставленные чиновники в администрации и большинство в Конгрессе гораздо более реалистично оценивают угрозы Кремля. Все эти факторы делают маловероятным, что администрация будет предлагать смягчение санкций.

 «ТОЛЬКО КОМБИНАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ И РЕЗКОЕ ПОВЫШЕНИЕ БОЕСПОСОБНОСТИ УКРАИНСКОЙ АРМИИ ПОЗВОЛИТ СДЕРЖАТЬ РОССИЮ»

Владимир ОГРЫЗКО, экс-министр иностранных дел Украины:

- Позитив здесь заключается в том, что США не отпускают тему украинского конфликта. Возможный негатив - в том что, начинаются разговоры о каких-то вариантах ослабления давления.

Нашим дипломатам и специальным службам нужно сейчас провести очень серьезную работу по выяснению деталей всего того, что произошло. Конечно, был официальный разговор Керри, который позвонил нашему президенту и доложил ему. Но мы должны иметь очень четкую информацию о тех деталях, которые имели место, и, исходя из этого, надо принимать практические решения.

Только комбинация экономических санкций и резкого повышения боеспособности украинской армии позволит сдержать Россию, потому что не случайно на границе сосредоточены огромные войска врага, более 40 тыс. личного состава, подается информация о 700 танках и другой технике. Такие вещи не делаются просто так. Это или шантаж и дамоклов меч, который Путин хочет постоянно держать над Украиной, или подготовка к наступлению. Поэтому так или иначе только вооруженные силы Украины будут способны противостоять агрессору. Поэтому, наверное, в первую очередь, сегодня речь должна идти о повышении нашей обороноспособности и продолжение международной изоляции Российской Федерации.

И Европа, и Америка не хотят до конца прерывать отношения с Россией. Это очевидно. Они еще где-то, наверное, в глубине души надеются на то, что Путина можно вернуть на круги своя. По моему глубокому убеждению, это абсолютная иллюзия, это политическая фантазия, но последнее десятилетие как раз очень забаюкали Запад в своих мечтах о демократической России. Поэтому сохраняется этот канал связи, через который, по меньшей мере, можно доносить какие-то мысли, какие-то позиции, выражать свои мысли и слышать мнение других. Это считается нужным элементом взаимодействия. Очень не хотелось, чтобы этот элемент пришел в тот формат, который хочет Россия: что она не причастна к этому конфликту, а это проблема Киева, Донецка и Луганска. Если США не будут принимать этот подход, то такие контакты могут и должны иметь место, но до определенного предела, чтобы иметь информацию о том, что на самом деле они себе думают, а не для того чтобы соглашаться на уступки. Потому что, к большому сожалению, в американском политическом среде все чаще на уровне экспертов появляются такие идеи о том, что мол надо замораживать конфликт, забывать о Крыме, ЕС и НАТО. Такие вещи недопустимы и как раз важно, чтобы такие идеи не стали мнением администрации Обамы. В этом я вижу действительно серьезную угрозу, контакты, думаю, такой угрозы сами по себе не представляют.

Что касается возможной «сдачи» Соединенными Штатами Украины в обмен на помощь России по решению иранской ядерной проблемы и сирийского конфликта, то нет абсолютно никаких доказательств, подтверждающих это.

Микола СІРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ