Как сообщило «МБХ медиа», стены главного храма вооруженных сил России, строительство которого заканчивается Министерством обороны в подмосковном парке «Патриот», украсят мозаикой с изображениями Иосифа Сталина, Владимира Путина и Сергея Шойгу. Они будут персонажами панно, которые называются «Парад Победы» и «Бескровное воссоединение Крыма». Это подтвердил член Патриаршего совета по культуре, протоиерей Леонид Калинин. Он подчеркнул, что речь идёт не о выражении какой-то политической позиции, а всего лишь о передаче «исторических фактов». Этот комментарий был вызван более ранней публикацией «МБХ медиа» нескольких фотографий незаконченных мозаик, которыми будут украшены стены главного храма Вооруженных сил России в подмосковной Кубинке. Их прислал неназванный подписчик этого издания.
Казалось бы, в православном храме вполне уместны были бы только лики святых. Однако пантеон святых у современной российской армии весьма своеобразный. На одном из фото были видны фигуры президента России Владимира Путина, министра обороны Сергея Шойгу, главы Совета Федерации Валентины Матвиенко, председателя Госдумы Вячеслава Володина, секретаря Совета безопасности Николая Патрушева и директора ФСБ Александра Бортникова, а на другом — генералиссимуса Сталина (Дмитрия Медведева почему-то забыли, а может, потом пририсовали, когда он стал заместителем председателя Совета Безопасности России). На другом панно изображены несколько женщин и надпись «Крым наш». Вероятно, «крымнаш» — это новое российское божество.
Храм в парке «Патриот» собирались открыть 9 мая в рамках юбилейных торжеств, но теперь из-за карантина открытие, скорее всего, перенесут на не вполне понятную дату 3 сентября. Высота храма по проекту должна составить 95 метров. Это будет третий по высоте православный храм мира. Приделы храма посвящены покровителям родов войск, на стенах будут установлены рельефные изображения эпизодов Великой Отечественной войны, в том числе придуманных советской атеистической пропагандой, вроде подвига 28 героев-панфиловцев, многократно разоблаченного специалистами. Представитель строящего храм фонда «Возрождение» также сообщил, что в храме будет также мозаика, посвящённая операции российских войск в Сирии. Она станет одной из тематической серии мозаичных панно, «изображающих победы России от древнейшего времени до наших дней: от Куликовской битвы до операции по присоединению Крыма», а также «борьба с международным терроризмом в Юго-Восточной Азии, странах Африки, Центральной Америки, Средней Азии, Закавказья и Сирии». Да, уж больно светские сюжеты украсят стены главного российского военного храма. И ведь, несомненно, патриарх Кирилл, которому, по всей вероятности, предстоит освящать храм, не видит в подобных сюжетах ничего предосудительного и противоречащего христианскому учению.
Обошлось все это удовольствие — строительство храма в парке «Патриот» почти в 6 млрд. рублей. Половину суммы выделили правительства Москвы и Московской области, а другую половину собрали благодаря частным пожертвованиям. Среди жертвователей оказался и славный солсберийский отравитель Анатолий Чепигин, ныне, скорее всего, уже покойного. Что ж, недаром сказано: Смолоду много бито, граблено — под старость надо душу спасать! Сомневаюсь, однако, что щедрое пожертвование спасло Чепигу-Боширова от адского пламени. Забавно также, что фотография отца президента России Владимира Путина будет использована в оформлении комплекса главного храма российских вооруженных сил. Тут вспоминается предание о том, как Сталин встречался с одним православным митрополитом. Тот долго думал, идти ли на встречу с генералиссимусом в церковном облачении или в штатском. И решил все же идти в штатском. Сталин, увидев, как одет митрополит, с удовлетворением заметил: «Бога не боишься, меня боишься!» Нынешнее руководство Русской православной церкви, как и в сталинские времена, боится не Божьего гнева, а гнева первого лица государства, наделенного практически диктаторскими полномочиями. И без теснейшей связи с Российским государством РПЦ не мыслит своего существования. Поэтому по-своему логичным выглядит появление в одном из главных православных храмов России фресок с изображениями Путина, Сталина, Шойгу и прочих государственных мужей. Дело остается за малым: канонизировать их. Думаю, если путинский режим продержится достаточно долго, в том числе и после смерти самого Владимира Владимировича, за этим дело не станет.
Вот и с пандемией коронавируса Русская православная церковь точно следует политике российских властей, хотя и с некоторым запозданием. Пока власти не видели слишком серьезной угрозы в эпидемии, РПЦ не отменяла богослужения, хотя другие христианские церкви к тому времени уже либо отменили, либо серьезно ограничили число участников богослужений и социальное дистанцирование между ними. Вот и на Пасху патриарх не ввел запрета на богослужения, а лишь рекомендовал проводить их дистанционно, с телетрансляцией. Некоторые же настоятели додумались проводить пасхальные богослужения для избранных вип-персон. И власти в лице полиции, несмотря на действующие ограничительные меры, им в этом нисколько не препятствовали. А патриарх догадался осудить подобные мероприятия лишь несколько дней спустя.
Результаты безответственного поведения не замедлили отразиться как на прихожанах, так и на иерархах РПЦ. Уже скончались от коронавируса настоятель патриаршего Богоявленского Елоховского собора в Москве протоиерей Александр Агейкин и епископ Железногорский и Льговский Вениамин. Инфицированными covid-19 оказались все слушатели Московской духовной академии, насельники некоторых монастырей, а также подчиняющейся Украинской православной церкви Московского патриархата Киево-Печерской Лавры, включая наместника лавры митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла, который в начале эпидемии в видеообращении призывал верующих приходить в храмы, и главу УПЦ МП митрополита Онуфрия (как пишут ряд СМИ). Трое монахов Лавры, к несчастью, умерли от covid-19. Заразился коронавирусом и управляющий делами Московской патриархии митрополит Дионисий (Порубай).
В отношении борьбы с коронавирусом Православная церковь Украины, в отличие от РПЦ, в связи с эпидемией действует гораздо более разумно и взвешенно. С самого начала эпидемии, еще до Пасхи, синод ПЦУ разрешил проводить богослужения без личного присутствия прихожан, а когда пик заболеваемости будет пройден и карантин закончится, пообещал, что верующие смогут и причаститься, и исповедаться, поскольку в пасхальные праздники это невозможно. Сейчас в ПЦУ службы проводят только онлайн. Глава ПЦУ митрополит Епифаний прямо говорит о том, что «мы — единственная из украинских церквей, которые приняли соответствующие документы на уровне руководящих органов. Не просто предстоятель призывает к определенным вещам, к соблюдению определенных норм, но в целом это все изложено документом, согласно решению синода ПЦУ. И первый синод состоялся приблизительно месяц тому назад». В результате среди служителей ПЦУ до сих пор нет инфицированных коронавирусом, а значит, и паства не заражается от священников.
Путин по поводу своего изображения в храме Минобороны продемонстрировал показную скромность. По словам пресс-секретаря Дмитрия Пескова, когда Путину доложили о его портрете, он улыбнулся и заявил: «Когда-нибудь благодарные потомки оценят наши заслуги, но сейчас это делать еще рано». Вряд ли портрет на фреске появился без ведома Владимира Владимировича, но, возможно, в ходе разразившегося скандала он осознал, сколь нелепым будет собственное превращение в икону. Так что соответствующую мозаику в храме, очевидно, заменят какой-то другой. Благо, время до 3 сентября есть. А вот насчет мозаики со Сталиным Путин ничего не сказал. Так что Сталин, как икона, скорее всего, останется.