Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Старые песни о главном

15 июня, 1999 - 00:00

Споры о том, является ли Украина европейским государством и стремится ли она в действительности занять свое место в Европе, можно забыть. Во всяком случае, на какое-то время. Ведь когда проводится «межпарламентская конференция», на которой однозначно провозглашается, что Украина сделает все возможное, чтобы войти в российско-белорусский союз, создать единое экономическое, политическое, какое-либо еще пространство, когда на полном серьезе говорится о введении «золотого рубля», и при этом Президент страны просто молчит, то, по-видимому, все уже сказано.

Не имеет большого значения — предвыборная ли это акция с соответствующими лозунгами, или действительно «всерьез и надолго». Это сказано, и после этого понятными становятся выводы западных аналитиков: «Украина не знает, чего хочет, она должна сначала определиться». И о какой стратегии Европейского Союза по отношению к Украине можно говорить? Теперь европейцы, не ломая голову, могут просто разработать какую-то новую концепцию отношений с Россией — этого, во всяком случае, по их мнению, будет вполне достаточно.

Украинская дипломатия давно переживает, что Украину по большей части рассматривают исключительно через российскую призму — а через какую еще? Российские правители порадовали собственный народ — «утерли нос» НАТО в Косово, поставив мир как минимум на грань «холодной войны». Милошевич в Югославии, которого так любят российские и украинские левые, рассчитывал, кажется, именно на это. И если трезво подумать — Украине сегодня не хватало именно того, чтобы ее ассоциировали с этой Россией, которая любой ценой стремится подтвердить репутацию «Верхней Вольты с ракетами», непредсказуемого, агрессивного, ядерного и вместе с тем бедного государства.

«Нас никто не ждет в Европе, НАТО — враг всего живого. Россия нам ближе». Уже слышали. Альянс, без сомнения, нарушил все возможные нормы международного права, начав акцию в Югославии. Россия демонстрирует, что ей — исходя из логики прецедента — тоже все можно. Вопрос только в том, что Москва вряд ли добьется многого без полной поддержки из Киева — она элементарно не выстоит в «холодной войне», если действительно ее развяжет. И эту поддержку многие готовы предоставить. А интерес России к Украине, говорил мне один из украинских дипломатов, забудется сразу же, как только Украина станет одной из российских губерний. По-видимому, до сих пор просто не все в Киеве понимают, что не все игры доводят до добра, особенно — по чужим правилам.

Думается, Украине сегодня просто не хватает лидеров, которым не чужды понятия достоинства, гордости за собственную страну, которые бы просто заботились о ее, этой страны, интересах. А значит, сохраняется знаменитая украинская «многовекторность» внешней политики, которая должна была бы уже уйти в прошлое — куда, похоже, в конвульсиях все же уходит Российская империя. Может, именно поэтому голос Украины, о чем бы она ни говорила, просто не слышат?

Если же говорить об интеграции (экономической, политической, какой- то еще) в СНГ, то, кажется, восемь лет существования псевдосодружества уже должны были бы даже слепому доказать всю утопичность этих надежд.

Виктор ЗАМЯТИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ