План мирного урегулирования между израильтянами и палестинцами изобилует множеством кровавых обходных путей. Лишь немногие израильтяне ожидают, что премьер-министр Палестины Махмуд Аббас (также известный как Абу Мазен. — Ред. ) сможет обеспечить безопасность Израиля или провести далеко идущие политические и финансовые реформы. Лишь немногие палестинцы верят в то, что премьер-министр Израиля Ариель Шарон предоставит им то, чего они желают: заморозит строительство и расширение поселений и в конечном итоге обеспечит создание действительно суверенного палестинского государства на смежной территории.
Согласно результатам исследования общественного мнения, проведенного в Израиле и Палестине Яковом Шамиром из Еврейского университета и мною, было установлено, что только 15% палестинцев согласны с тем, что Шарон будет придерживаться обязательств, взятых на себя Израилем, и только 30% израильтян верят в то, что Абу Мазен будет соблюдать обязательства, которые взяла на себя Палестинская сторона.
Безопасность остается критическим компонентом первой фазы плана мирного урегулирования «дорожная карта» для обеих сторон. Чтобы этот план был реализован, палестинцы должны положить конец насилию. Одним из предшествующих достижений палестинцев было соглашение по прекращению огня со всеми группировками, включая ХАМАС и «Исламский джихад» (хотя обе группировки оставили за собой право мстить за «целенаправленные убийства» их лидеров).
Реализация плана предполагает дополнительные меры, которые должны предпринять палестинские власти, в том числе взятие под стражу организаторов и исполнителей насильственных нападений, «разоружение террористов и уничтожение их инфраструктуры», включая конфискацию незаконного оружия у вооруженных группировок. Палестинские службы безопасности сейчас приходят к мнению, что они не могут выполнить эти условия, не развязав при этом гражданской войны.
Но даже если они смогут разоружить экстремистов, среди палестинцев существует разделение по вопросу о том, как далеко они желают пойти в обеспечении безопасности Израиля. Хотя договор о прекращении огня остается популярным — невзирая на увеличившееся напряжение ввиду последних событий — лишь немногие палестинцы желают видеть, как власти Палестины перманентно ломают хребет силам вооруженного сопротивления. Многие палестинцы относятся к насилию, как к полезному средству в борьбе за независимость, и не хотят разрушать возможность прибегнуть к использованию оружия в будущем, если Израиль не станет придерживаться своих обязательств по прекращению оккупации. Палестинцы считают, что есть другой вариант ограничения деятельности ХАМАС и демонтажа «инфраструктуры насилия»: включение ХАМАС, «Исламского джихада» и других группировок в политический процесс.
Младшее поколение палестинских политических активистов самую большую надежду на независимость возлагают на набирающую силу организацию молодых стражей, в состав которой входят как националисты, так и исламисты. Эти лидеры младшего поколения, руководящие интифадой. Они сейчас приобретают положение в палестинском обществе, а также чувствуют, что, возможно, вскоре заменят традиционных старых стражей Организации освобождения Палестины. Юные националисты верят, что станут непосредственными лидерами палестинцев, когда убедят умеренных исламистов оставить ХАМАС и «Исламский джихад» и объединиться с ними, чтобы свергнуть старых стражей.
Но израильтяне не признают такой политической логики. Для них такое развитие событий представляется ловушкой, которая сможет консолидировать «инфраструктуру террора». Именно здесь вступает в действие израильская стена размежевания. Они не хотят иметь дело с палестинцами и поэтому возводят физический барьер, проходящий через территории, которые сейчас номинально находятся под контролем палестинцев. И в то время как при разработке плана урегулирования очень много говорится о безопасности, в нем ничего не говорится об израильской стене. В то же время стена и вторая фаза реализации плана, в которой заявляется о палестинском государстве с временными границами, не могут сосуществовать.
Работы по строительству стены начались примерно год назад. Вначале планируемая как ограждение безопасности вдоль «Зеленой линии», границы Израиля 1967 года, она постепенно протянулась за пределы этой предполагаемой границы, конфискуя палестинские земли, и все закончилось de facto аннексией большей части Западного берега. К примеру, запланированная часть стены, которая достигает поселение Ариель, расположенное в глубине территории Западного берега, распространяется на 15 километров внутрь палестинских территорий. Захватывая в кольцо большие участки территории Западного берега, составляющие 50% палестинской территории, с востока, эта стена препятствует доступу палестинцев в Иорданию, являющуюся их ближайшим восточным соседом.
В глазах палестинцев стена является односторонней мерой, которая создает дополнительную напряженность на местах, а также сокращает сроки и снижает эффективность так называемых переговоров о «постоянном статусе», которые предусмотрены в третьей фазе плана урегулирования. Это потому, что вторая фаза, которую еще предстоит пройти, заявляет о палестинском государстве с неразрывными, хотя и временными границами. Запланированный маршрут прохождения стены совершенно исключает неразрывность границ Палестины. И поэтому продолжение ее строительства убьет всякий энтузиазм палестинцев относительно второй фазы плана урегулирования. И в то же время у израильтян появится сильный стимул требовать немедленного претворения в жизнь третьей фазы, то есть, говоря иными словами — перейти непосредственно к переговорам о «постоянном статусе».
Переговоры о постоянном статусе, в которых придется иметь дело со всеми основными проблемами конфликта — включая беженцев, Иерусалим, поселения, безопасность, воду и, естественно, постоянные границы палестинского государства, — планируется закончить в конце 2005 года, в то время, когда Ариель Шарон все еще будет выдвигаться на пост премьер-министра. Немедленное возобновление этих переговоров вызовет чувство полного отчаяния у палестинцев, намного более глубокое, чем то, что последовало за провалом саммита в Кэмп-Дэвиде в июле 2000 года.
Путь урегулирования, с его обещанием быстрых результатов в виде замораживания строительства израильских поселений и быстрого обретения Палестиной государственного статуса, дает стимул властям Палестины обеспечить израильтянам безопасность на долговременной основе. Если Израиль должен иметь эту стену, то он также должен ограничить ее границами «Зеленой линии» 1967 года. Если он этого не сделает, то никакая стена не сможет сдержать гнев палестинцев.