Экс-посол США в Украине Стивен Пайфер работает в должности старшего советника в Центре стратегических и международных исследований. Именно в этом центре во время первого своего визита в США с программной речью об отстранении от власти антикризисной коалиции выступила лидер украинской оппозиции Юлия Тимошенко. Как в США на официальном и неофициальном уровне был воспринят визит лидера БЮТ? Что думают в Вашингтоне о планах Тимошенко отстранить от власти антикризисную коалицию и провести внеочередные выборы? Об этом в интервью «Дню» рассказывает американский аналитик.
— Какое впечатление произвела на Белый дом и чиновников американского правительства речь лидера украинской оппозиции Юлии Тимошенко в Центре стратегических и международных исследований?
— Госпожа Тимошенко провела хорошие встречи в Белом доме, где она встретилась с вице-президентом Диком Чейни, советником президента США по вопросам национальной безопасности Стивеном Хедли, а также в Государственном департаменте, где она встретилась с госсекретарем Кондолиззой Райс. Как я понимаю, американские должностные лица высшего эшелона власти главным образом были настроены слушать — они хотели знать мнение госпожи Тимошенко относительно ситуации в Украине. В то же время им хотелось высказать также и свое мнение относительно того, какую Украину желал бы видеть Вашингтон. В своей речи в Центре страте гических и международных исследований и комментариях к украинско-американскому сообществу и украинско-американскому деловому совету госпожа Тимошенко произвела позитивное впечатление. Люди, с которыми я разговаривал, сказали, которые она прибыла как динамичный оратор, который четко высказывает взгляды относительно вызовов, которые, по ее мнению, возникают перед Украиной, а также то, каким образом она будет их решать, даже несмотря на то, что другие не соглашаются с предложенными решениями.
— Какое ваше личное мнение и что думают в Вашингтоне относительно планов низвержения антикризисной коалиции, а также о возможности досрочных парламентских выборов с целью решения конституционого кризиса в Украине?
— В своих публичных заявлениях Тимошенко выразила обеспокоенность относительно политики антикризисной коалиции и заявила: она хочет использовать досрочные выборы, чтобы образовать «помаранчевое» большинство в новом Совете. Главная проблема для правительства США заключается в том, чтобы при этом выход Украины из текущего кризиса осуществлялся демократически, в соответствии с украинскими законами и Конституцией. Мало вероятно, что Вашингтон займет публичную позицию «за» или «против» досрочных выборов либо же «за» или «против» низвержения антикризисной коалиции. Это решать самим украинцам. Но мне кажется, что недостаток досрочных выборов заключается в том, что украинские политики сосредотачиваются скорее всего на самой политике, нежели на выработке таких политических шагов, которые будут продвигать Украину вперед. С другой стороны, смогут ли Президент Виктор Ющенко и премьер-министр Виктор Янукович найти области, в которых они могут сотрудничать, дабы производить последовательную политику, при том что они имеют различные взгляды относительно полномочий Президента и Кабинета Министров?
— Какие сигналы может послать Белый дом украинскому Президенту и премьер-министру после визита Тимошенко в США? — Решение американского правительства принять госпожу Тимошенко в меньшей степени касалось передачи сигналов Президенту и премьер-министру Украины, а в большей — речь шла о том, чтобы услышать точку зрения лидера оппозиции. То что она была принята на очень высоком уровне, как это принято в случае оппозиционеров, приезжающих в США, я отношу к определенному «фактору любознательности». За последние два года люди много слышали о госпоже Тимошенко и потому они были заинтересованы в такой встрече. Если об этом говорить в более широком плане, то Украину все больше рассматривают как страну, которая углублена во внутренние политические споры. По моему мнению, официальный Вашингтон обеспокоен тем, что украинские лидеры погрязли в политической борьбе, которая отвлекает их от возможности проводить разумную политику, которая направлена на потребности внутренней и внешней политики Украины. Я боюсь, если Президент и премьер-министр не достигнут согласия относительно последовательной политики, понятной для украинских партнеров, то Украина будет получать все меньше и меньше внимания со стороны Запада. Пример этому — борьба в Киеве за должность министра иностранных дел. Это одинаково касается как борьбы за полномочия между Президентом и премьер-министром (и антикризисной коалиции), так и борьбы за внешнеполитический курс Украины. Но эта внутренняя борьба отражается на внешней политике Украины. Поэтому ни госсекратарь Кондолизза Райс, ни другие ее европейские коллеги вряд ли приедут в Киев, пока в Украине нет министра иностранных дел.