Какой будет Сербия, которую часто называют незажившей раной на теле Европы, в конце этого года? Исходя из событий, разворачивающихся в последнее время вокруг бывшей югославской республики, этот год может изменить ее лицо до неузнаваемости как в прямом, так и в переносном смысле.
Начнем с того, что под угрозой оказалась розовая мечта предстоящей евроинтеграции Сербии. Одним из условий успешного сотрудничества с Евросоюзом является активное сотрудничество сербских властей с Гаагским военным трибуналом. Ранее комиссар по вопросам расширения ЕС Олли Рен предупредил Белград, что Европейский Союз может прекратить переговоры о вступлении Сербии в ЕС, если генерал Младич, который обвиняется в военных преступлениях и разыскивается трибуналом, не будет пойман. На следующей неделе комиссар должен представить в Брюсселе специальный доклад по сотрудничеству Сербии с Гаагским трибуналом. Главный прокурор трибунала Карла Дель Понте считает, что генерал-беглец «находится в непосредственной близости от сербской власти». Масла в огонь время от времени подливал бывший руководитель Службы государственной безопасности Сербии Горан Петрович, выступая в сербских СМИ с заявлениями о ведении переговоров между властями и генералом об условиях его выдачи трибуналу. Представители официального Белграда отрицают это. Во вторник истек срок выдачи трибуналу генерала Младича, но премьер-министр Сербии Войслав Коштуница обратился с просьбой к трибуналу перенести срок выдачи генерала на 10 дней.
Заставляет понервничать сербскую власть и шаткость союза с Черногорией. Последнее объединение, оставшееся после окончательного распада Югославии — полуфедеративный союз Сербии и Черногории, тоже имеет определенные шансы исчезнуть с мировой карты. В 2003 году сербы и черногорцы договорились остаться вместе, но при условии, что через три года каждая из стран будет иметь возможность проверить прочность этого союза на референдуме. Первыми воспользоваться этим правом изъявляют желание черногорцы. Премьер-министр Черногории Мило Джуканович хотел бы провести референдум о независимости уже в апреле. «Государственный союз между Сербией и Черногорией не функционирует. Более того, он не служит интересам Черногории. Следовательно, пора гражданам взять ответственность на себя», — так обосновал свою позицию М. Джуканович в интервью Би-Би-Си. Сейчас, согласно данным разных соцопросов, его поддерживает большинство населения республики. В свою очередь сербы, составляющие треть населения Черногории, угрожают бойкотировать референдум с надеждой, что не хватит голосов, чтобы признать его результаты легитимными. Но сейчас это не самая большая головная боль сербской власти. Если допустить, что разрыв с Черногорией произойдет более-менее безболезненно, ведь его не могли не предвидеть, когда допускали возможность референдума, то смириться с отторжением одной из своих провинций — Косово — сербы никак не могут. Главная причина их несговорчивости глубоко психологическая. Сербы считают Косово колыбелью своей культуры и ее выход из объятий Сербии будет означать для них невосполнимую потерю одной из частиц своей истории, говорят историки. В случае обретения Косово независимости правительство Сербии пообещало объявить его оккупированной зоной. «Если Косово получит независимость, как мы будем сотрудничать с теми, кто украл нашу землю? Косово нужно будет объявить оккупированной землей», — считает лидер Сербской радикальной партии Томислав Николич, который накануне участвовал в консультациях по выработке позиции сербского правительства относительно возможной независимости Косово.
В Вене на днях завершился очередной раунд переговоров относительно статуса Косово между представителями сербской власти и косовских албанцев. Напомним, что с 1999 года сербская провинция Косово перешла под управление Организации Объединенных Наций после того, как оттуда под давлением натовских бомбардировок были выведены сербские войска. Международное сообщество настаивает, что в основу разрешения статуса Косова должен лечь принцип децентрализации власти. Как и ожидалось, ни одного соглашения пока не было подписано. Впрочем, указывают наблюдатели, тот факт, что из переговоров не вышла ни одна из сторон, уже является немалым достижением. Относительно статуса Косово переговорщики занимают диаметрально противоположные позиции и не хотят уступать друг другу. Косовские албанцы настаивают на полной независимости края: мол, там проживает около 90% албанцев. Сербы категорически против такой идеи. Свою позицию они объясняют опасениями за безопасность сербского меньшинства Косово, составляющего около 5%, напоминая жестокие выступления албанцев против сербов в 2004 году. Самым желательным решением для сербской стороны было бы предоставление краю автономии. Продолжение переговоров запланировано на следующий месяц. Члены контактной группы из представителей Великобритании, Франции, Германии, Италии, России и США, наблюдающие за ходом переговоров, призвали не затягивать их и завершить до конца 2006 года.