Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Свобода прессы vs вызовов ХХІ века

Как западные масс-медиа адаптируются к реалиям цифровой революции. Опыт для Украины
13 сентября, 2010 - 19:43
МАТИАС ДЁПФНЕР (НА ФОТО СЛЕВА) БЫЛ ЗВЕЗДОЙ М100 SANSSOUCI COLLOQUIUM. ОН НЕ ТОЛЬКО ДАЛ СОБСТВЕННОЕ ВИДЕНИЕ ВЫЖИВАНИЯ ПЕЧАТНЫХ СМИ В ЦИФРОВУЮ ЭРУ, НО И ДОВОЛЬНО УМЕЛО ПОШУТИЛ НАД ТАКОЙ НЕМЕЦКОЙ ЧЕРТОЙ, КАК СКЛОННОСТЬ К ДЛИТЕЛЬНЫМ РЕЧАМ / ФОТО АВТОРА

Обеспокоенность по поводу появления новых угроз свободе прессы и свободе слова, как это ни странно, сегодня возникает не только среди представителей масс-медиа в Украине, но и на Западе. Обсуждению этой темы была посвящена международная медиа-конференция M100 Sanssouci Colloquium под названием «Вызовы ХХІ века свободе прессы», которая состоялась 8 сентября в Потсдаме и в которой приняло участие более 70 главных редакторов и медиа-профессионалов ведущих периодических изданий Западной и Восточной Европы. К слову, эпиграфом М100 Sanssouci Colloquium являются слова федерального канцлера Ангелы Меркель: «В мире новых вызовов наступила пора способствовать регулярному обмену между европейскими масс-медиа. Поэтому я благодарна, что существует инициатива М100». И, между прочим, канцлер выступала на тему свободы прессы дважды: в этом году (об этом уже писал «День» в номере за 10 сентября) и в 2006 году.

Директор исследований американской неправительственной организации Freedom House Кристофер Уолкер так охарактеризовал состояние свободы прессы и свободы слова: «Ныне наступило время беспрецедентных вызовов масс-медиа как в странах, которые давно считаются демократическими, так и в странах, которые развиваются. Эти вызовы включают как экономический ландшафт, который быстро изменяется, так и разнообразное политическое давление, которое ставит редакторов и издателей перед очень сложным выбором. И поэтому возможность масс-медиа встретить эти вызовы ХХI века нельзя рассматривать лишь как вопрос свободы прессы. Также важным является сохранение высоких стандартов журналистики и репортерства для обеспечения подотчетного и транспарентного правления для здоровья демократии в Европе».

Господин Уолкер также обратил внимание на постсоветское пространство, отметив, что на территории бывшего СССР лишь две страны являются не авторитарными, а 230 млн. людей живут в условиях отсутствия свободы прессы. «В этом плане Украина является критической страной. Здесь происходят исчезновения журналистов, лишения лицензий телеканалов, в целом, тревожные сигналы. Если и в дальнейшем будет происходить откат свободы прессы в этом регионе, то это повлияет на страны Восточной Европы», — отметил он.

Впрочем, лейтмотивом в выступлениях главных редакторов европейских изданий была тема сохранения свободы прессы в Европе и противостояния новым вызовам. Они отмечали, что свобода прессы является важной для общества. Читателям важно знать, что прессе можно доверять, а с другой стороны, политики смогут принимать правильные решения, получая правдивую информацию о том, что происходит в публичной жизни.

Главный редактор и основатель американского веб-портала ProPublica Пол Штайгер обратил внимание на то, что вызовов для свободы прессы стало больше. «18 журналистов погибло в России после прихода к власти Владимира Путина. Журналистов убивают и преследуют в Китае, Шри-Ланке, Колумбии и на Филиппинах. Проблемой для свободы прессы является концентрация медиа в одних руках. Уменьшается количество талантливых журналистов, ухудшается экономический климат в Европе и США, тоталитарные режимы все более берут под контроль СМИ и распространение информации, преследуют журналистов», — отметил основатель ProPublica, который занимается журналистскими расследованиями.

По его словам, печатным СМИ угрожает всемирная сеть — интернет, который становится главным распространителем новостей и благодаря которому люди имеют больше доступа к бесплатной информации. Кроме того, другими негативными факторами, добавил он, являются упадок репортерства и рост репортерства, ориентированного на создание определенного впечатления.

«Медиа становятся уязвимыми со стороны рекламодателей, происходит размывание информации, размещение информации в интернете блогерами. Поэтому журналисты должны быть на страже и быть умными», — завершил довольно детальный анализ господин Штайгер.

Главный редактор расположенного в Польше телеканала Belsat TV Агнежка Ромашевская-Гузи считает, что свободе прессы, особенно в странах Восточной Европы, угрожают политики и бизнес, и поэтому нужно защитить медиа-бизнес, чтобы он не становился чистым бизнесом.

«Пресса служит источником информации о современном мире. Благодаря обмену информации через границу между соседями мы можем лучше знать друг друга. Если информация неправильная или искаженная, то политики не смогут принимать правильные решения. Медиа не только источник информации, а своего рода Агора для нас. В руках журналистов публичные дебаты, которые формируют публичное пространство. Поэтому важно отражать реалии как можно точнее», — подчеркнула она.

По ее словам, западные инвесторы были наивными относительно восточно-европейских реалий. «Много журналистов работало на краткосрочных контрактах. А журналисты, которые могут быть уволены, менее склонны следовать профессиональным стандартам. И это серьезная угроза свободе прессы», — объяснила она. Госпожа Ромашевская-Гузи считает, что гарантией свободы прессы является сохранение демократических стандартов и лояльных журналистов.

Еще один представитель Восточной Европы главный редактор болгарского телеканала BNT Бойко Василев сказал, что в его стране происходит давление на телевидение и СМИ, и журналисты часто становятся инструментом бизнеса. По его словам, также существует давление со стороны посредников между бизнесом и политикой, в результате чего медиа оказываются в этом треугольнике. Главный редактор BNT считает, что многое зависит от журналистов. «Мы забываем, что должны информировать общественность и не давать возможность себя использовать. Проблема не в свободе прессы, а в честности журналистов», — отметил он.

Между тем главный редактор латвийской газеты Bauskas Dzive Анита Розентале обратила внимание на такую угрозу свободе прессы, как утрата национальных газет и приобретение их иностранными собственниками. В качестве примера она назвала продажу латвийской газеты Diena, которую приобрел будто бы иностранный инвестор, а затем оказалось, что это был латвийский бизнесмен.

Опытом ограничения свободы в ЕС, в частности в Брюсселе, поделился редактор Stern Ганс-Мартин Тиллак, который опубликовал статью о коррупции в Европейской комиссии. По его словам, полиция обыскала его офис в брюссельской столице, чтобы узнать о его информаторах в Европейской комиссии. Поэтому господин Тиллак считает важным, чтобы право журналистов не выдавать своих информаторов не нарушалось ни под каким предлогом, в том числе даже в связи с усилением борьбы с терроризмом. Журналисты должны быть убеждены, что их обещания не разоблачать источник не будут нарушены, подчеркнул господин Тиллак.

Много внимания главные редакторы европейских изданий посвятили технологическим вызовам для печатных СМИ и тому, как в условиях цифровой революции — все большего распространения информации по всемирной сети — могут выжить бумажные издания.

Исполнительный директор и руководитель газетного отделения Axel Springer AG Матиас Дёпфнер так охарактеризовал эволюцию отношений журналиста и читателя. По его словам, в ХІХ веке журналист решал, что важно печатать, и был боссом в отношениях с читателем. В ХХ веке читатель стал равным с журналистом, а уже в ХХІ читатель стал важнее журналиста и фактически является его боссом.

Господин Дёпфнер считает, что угроза свободе прессы существует и вне сети, и внутри, где она является менее очевидной, но не менее опасной. Хотя доступ к информации в интернете кажется полезной вещью, публика должна платить за полученную информацию подобно тому, как она платит за музыку или за еду.

Исполнительный директор Axel Springer AG допускает, что значительная часть информации может быть бесплатной в интернете, что дает возможность анализировать и брать плату за качественные аналитические материалы. «Но нельзя говорить о том, что весь контент может быть бесплатным. Потому что если нет финансового обеспечения для независимых журналистов в сети, то там их не будет. Нужно, чтобы контент был таким привлекательным, чтобы люди желали за него платить», — отметил руководитель газетного отделения Axel Springer AG.

Между тем представитель Wikileaks Даниель Шмитт считает, что нужно искать новые бизнес-модели, возможно, и более сложные, чтобы СМИ могли эффективно работать. По его мнению, цифровая революция не угрожает свободе прессы, поскольку является технологической базой глобализации и соединяет богатых и бедных людей. «Цифровая революция обеспечивает свободный поток информации и фактически является новой территорией, за которой начинается борьба. И мы должны приобщаться к ней. Цифровая революция — не выбор, а параметры, в которых мы должны действовать. Поэтому важно, чтобы журналисты были независимыми и компетентными на этой новой территории. Нужно анализировать, что действительно угрожает свободе слова, свободному доступу к информации. Нужны надлежащие рамки, которые бы надежно защищали медиа от концентрации в одних руках, а также хранили конфиденциальность источников», — подчеркнул господин Шмитт.

Некоторые западные издания достаточно успешно адаптируются к новым реалиям. Примером этого является Der Spiegel. Главный редактор этого немецкого издания Маттиас Мюллер фон Блюменкрон отметил: «У нас 8—9 млн. читателей в интернете, причем 10 тыс. собственников lphone читают журнал по интернету и платят за это. В то же время благодаря качественным публикациям мы сохранили тираж печатной версии журнала. На вебстранице журнала мы предложили читателям дебаты. Поэтому можно говорить, что полностью досягаемой для многих может стать бизнес-модель, которая объединяет печатное и интернет-издание».

За последний год увеличило штат на 200 человек и стало давать больше аналитических материалов, применять видео британское агентство Thomson Reuters. Менеджер-редактор этого мультимедийного агентства Марк Томпсон считает, что в условиях цифровой революции нужно сместить фокус, посмотреть на свои сильные позиции, а также рассмотреть новые сферы. По его словам, для агентства и дальше подписка будет оставаться важной частью поступлений, но в то же время больше внимания будет уделяться персонализации клиентов, анализу того, кто что читает и выбору платформы распространения информации.

Главный редактор Zeit Online Вольфганг Блау обратил внимание на то, что буквально еще 10—15 лет назад журналисты имели доступ к дорогим средствам производства и распространения. «Все это изменила цифровая революция. И журналистам необходимо адаптироваться к новым реалиям. И необходимо отметить, что речь должна идти в первую очередь о качественной профессиональной журналистике. Но в то же время будет ошибкой, если мы отбросим любительскую журналистику», — считает господин Блау.

Дёпфнер не против использования материалов, в частности видеоматериалов, которые предлагает читатель. «Но цифровое будущее должно быть за нами, профессиональными журналистами, и если мы не справимся с этим, то у нас не будет будущего», — подчеркнул он.

Свой рецепт выживания печатной прессы предложил вице-президент отделения Google в Северной и Центральной Европе Филипп Шиндлер. «Читатель ищет качественный контент. А технологические компании помогают людям контактировать, общаться. Следовательно, сейчас нужно изобрести новый способ подачи статей в этом мире», — отметил представитель Google.

Печатные издания начинают понимать необходимость использования возможностей, которые открывает цифровая революция. Господин Дёпфнер в частности заметил, что людям трудно менять привычки. Но вместе с тем он считает, что в данных условиях издатели должны решать, выставлять весь контент на сайте или нет, брать за это плату или нет, обеспечивать ли доступ контенту на мобильные телефоны или другие цифровые устройства, которые заменяют газету. «Нам нужно найти решение для всего спектра», — считает руководитель газетного отделения Axel Springer AG.

Также на конференции в Потсдаме главные редакторы живо обсуждали тему баланса частной жизни и свободы прессы. Большинство из них считает, что законодательство по защите частной жизни должно быть унифицированным. Кроме того, отметил адвокат фирмы Prinz Neidhardt Enfelschall Маттиас Принц, нужно решить, когда право на частную жизнь важнее права на свободу прессы. По его мнению, речь может идти лишь о защите частной жизни от правительства, секретной службы, полиции, работодателей. Между тем редактор новостей шведского телеканала SVT Морган Олофссон заметил, что попытка власти получить контроль над свободой прессы будет означать конец частной жизни.

Но едва ли не самым главным выводом медиа-конференции M100 Sanssouci Colloquium являются слова главного редактора The Sunday Times Джона Визероу, который отметил, что пресса не должна действовать под страхом быть наказанной или преследуемой. А это очень актуально для Украины, ее нынешнего руководства, которое должно знать, что происходит в стране и принимать решения на основе неискаженной информации.

Мыкола СИРУК, «День», Киев — Потсдам — Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ