Война с Россией идет уже больше 45 дней и начинает ощущаться некоторая усталость от беспрерывных бомбардировок городов и инфраструктурных объектов, человеческих потерь и всего того, что так или иначе связано с войной. Наряду со сводками с фронтов наибольший интерес вызывают сообщения о следующем пакете санкций, которые на Россию накладывают наши западные партнеры. С каждым удлинением санкционного списка возникает вопрос о том, почему столь масштабные рестрикции не дают ожидаемого эффекта, не заставят Кремль начать свертывать войну с Украиной. Наоборот, судя по всему, российское политическое и военное руководство планирует развернуть масштабную наступательную операцию на Донбассе.
Начнем с того, что нигде и никогда до настоящего времени санкционное давление не приводило к смене правящего в стране режима. По разным причинам. Достаточно вспомнить Северную Корею, Кубу и Иран.
Санкции никогда не бывают тотальными. Всегда найдутся те или иные способы их обхода. На иранский банковский сектор были наложены очень жесткие санкции. Страна была отключена в полном объеме от системы SWIFT. В Тегеране пошли на бартерные сделки с рядом стран. Например, Индия за приобретенную нефть поставляла сельскохозяйственные товары по бартеру и клирингу.
Российская экономика имеет значительный запас прочности в виде разнообразных ресурсов и большого объема торговли энергоресурсами. Цены на нефть и газ настолько высоки, что даже дисконт в $35 за баррель все-таки приносит значительные валютные поступления. Замораживание на Западе активов Центрального банка России до конца текущего года покрывается большим положительным сальдо торгового баланса.
Отказаться одномоментно от российских углеводородов Европа не может. В конце концов, они не наши союзники, а благожелательные партнеры и прежде всего, думают о своих интересах. Для германского правительства при всей значительности событий в Украине гораздо важней настроение избирателей. Из-за позиции немецких профсоюзов, а социал-демократы с ними сильно связаны, отказ от российского угля пришлось отложить до второй половины августа. Убийства в Буче и Краматорске ужасны, но работу терять из-за них немецкий бюргер не намерен.
При этом санкционное давление на Россию Запад наращивает постоянно и закрывает те или иные возможности обхода санкций, достаточно жестко предупреждает Китай и Индию в этом отношении. Как показывают события не без успеха.
Можно выделить несколько причин, по которым санкции не дают на сегодняшний день ожидаемого эффекта.
Во-первых, даже если Запад начнет уменьшать потребление российских энергоресурсов, то коснется это только новых контрактов, старые, а некоторые заключены на длительный период, придется выполнять. Для их разрыва, что сопряжено с финансовыми штрафами, потребуется политическое решение. Тем не менее, даже отказ от новых или уменьшение поставок по существующим соглашениям к концу года существенно ударит по российскому бюджету.
Во-вторых, хотя практически прекращены поставки оборудования и комплектующих, других товаров есть иногда значительные складские запасы. По разным категориям товаров они оцениваются от 3 до 6 месяцев. Отсюда внешняя картинка, что производство хотя и немного сокращается, но продолжается. Это позволяет на относительно короткий срок нивелировать последствия санкций.
В-третьих, после 25 мая проблема дефолта станет во весь рост. Уже начались технические дефолты ряда ведущих российских предприятий, а вслед за ними и всего государства российского.
Российские чиновники высокого ранга понимают, что со второй половины текущего года негативный эффект от санкций начнет проявляться во все возрастающем масштабе. Отсюда та спешка, с которой Кремль хочет решить военную проблему на полях Донбасса и в случае успеха заставить Киев подписать окончание войны на своих условиях. Времени для этого у Кремля всего ничего — второй квартал. Когда наши героические защитники сорвут этот план, то для Москвы все будет становиться все хуже и хуже.
Мы подробно остановились на эффекте от санкций и несколько отложенных последствий их введения. Они были приняты и осуществляются из-за агрессии России против Украины. При всей важности этого фактора, в долгосрочном плане он носит тактический характер. Сейчас их предмет несколько заслоняется масштабностью, однако, это далеко не все цели, из-за которых вводятся такие рестрикции.
Для примера остановимся на уходе из России таких фирм как Halliburton, Schlumberger, Baker Hughes и Weatherford International. Они занимались нефтесервисом, а фактически обеспечивали добычу трудноизвлекаемой нефти. Отметим, что ее на российских месторождениях более 70%. Без работы этих фирм и их оборудования уже в следующем году начнется снижение добычи нефти, так как никто в мире не заменит эти фирмы. Уже в среднесрочной перспективе Москва начнет терять не только объем добываемой нефти, но и прибыли от ее поставок.
Даже в случае окончания войны России против Украины никто не собирается отменять введенные санкции. Наоборот, они обусловят дальнейшую деградацию всей экономики России и в первую очередь ее военно-промышленного комплекса. Как следствие, ликвидируется материальная основа внешнеполитической и военной агрессивности России. В этом и состоит стратегическая цель введенных санкций.
Отметим, что технологические ограничения вводились и после захвата Крыма и агрессии на Донбассе. Однако они были неполными и в значительной мере точечными. И, тем не менее, даже они не позволили выполнить программу обновления военно-морского флота. Ее реализация отложена и теперь вообще не имеет перспективы. Аналогично относительно космоса и авиастроения. Серийный выпуск как гражданских, так и военных самолетов пришлось отложить, либо отказаться от производства самолетов пятого поколения для военно-воздушных сил.
Второе направление воздействия санкций — дефрагментация российской элиты. Она в своем большинстве прекрасно понимает долгосрочные последствия западных ограничений. Как общих, так и персональных.
Процесс нарастания противостояния в элитах идет параллельно с неудачами первого этапа операции в Украине.
Утечки от разведывательных органов западных стран говорят о формировании, по крайней мере, двух групп в кремлевских коридорах власти.
Первая группа состоит из руководителей администрации президента и экономического блока. К ней по некоторым данным примыкают директор ФСБ Александр Бортников и глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин. Оно и понятно, так они первые кандидаты на роль козлов отпущения в случае неудачи очередного наступления. Эта группа хотела бы скорейшего завершения войны и подписания хоть какого-то приемлемого мира.
Вторая группировка, назовем ее оголтелой, состоит из министра обороны Сергея Шойгу, первого заместителя администрации президента Сергея Кириенко, а также главы Чечни Рамзана Кадырова. Эта группа готовит на смену Путину нынешнего губернатора Тульской области Алексея Дюмина.
Проблемы у второй группировки аналогичные. Опасность стать козлами отпущения за очевидные провалы как в Украине, так и вообще в России и в окружающем мире. Именно поэтому они требуют войны до победного конца и демонстративно пренебрегают последствиями санкций.
Как только результаты санкций станут очевидными для очень многих в России, прежде всего в финансовой сфере, а также в связи с необходимостью урезания социальных выплат, глубинный народ потребует предъявить и наказать виновных. Вот тогда для перечисленных группировок, а возможно и каких-то других настанет час действовать.
В какой форме произойдет смена власти в России сейчас предсказать невозможно. Многое решится на поле боя на Донбассе.