Вчера исполнилось полвека со дня, когда тибетцы восстали против оккупировавшей Тибет китайской администрации. Тогда, в 1959 году, восстание было подавлено, тысячи его участников были убиты, а еще много тысяч отправлены в китайские трудовые лагеря.
Напомним, что в прошлом году 14 марта в тибетской столице Лхасе прошли антикитайские беспорядки: поджигали машины полицейских, громили китайские магазины. Это произошло после манифестаций буддистских монахов, вышедших накануне на улицу. Антикитайские выступления и демонстрации были жестоко подавлены войсками. Было убито более 200 тибетцев, среди которых были буддистские монахи. Как сообщает Тибетский комитет Канады, кроме нескольких сотен убитых, еще сотни тибетцев были отправлены в тюрьму, тысячи пропали без вести, более 100 тысяч живут в изгнании за пределами своей страны. За годы китайской оккупации Тибета погибло более миллиона тибетцев.
Сразу после начала беспорядков во Лхасе Пекин закрыл Гималайский регион от внешнего мира: иностранных журналистов спешно выпроваживали из мятежной территории в попытке осуществить полную информационную изоляцию Тибета. Въезд в Тибетский автономный район запретили всем иностранцам, был заблокирован доступ к интернет-ресурсу YouTube, который одним из первых разместил видео о протестах во Лхасе. Беспорядки в столице быстро распространились на соседние с Тибетом районы — Сичуань и Ганьсу. Антикитайские выступления начались в других странах — преимущественно с буддистским населением, в частности, в Непале и Индии. Антикитайские акции протеста прошли в некоторых странах Европы.
Причиной прошлогодних беспорядков во Лхасе китайские власти назвали деятельность ненавистного им Далай-ламы, находящегося с 1959 года в изгнании и возглавляющего тибетское правительство. Далай-лама назвал действия КНР культурным геноцидом тибетского народа.
Для окончательного решения тибетской проблемы Китай поощряет переселение в Тибет китайцев, уйгур, казахов, киргизов и таджиков. Побывавшая в прошлом году в Тибете российская журналистка Елена Масюк пишет, что решение тайного заседания руководителей КНР от 12 мая 1993 года под кодовым названием «512» успешно воплощается в жизнь: интенсивное заселение Тибета китайцами превращает коренное население этого края в национальное меньшинство. По данным международных правозащитных организаций, уже сегодня 60% жителей Тибета — переселенцы. Причем 90% государственных служащих — китайцы по национальности. Напрашиваются параллели с политикой коммунистического СССР, особенно когда читаем слова главы правительства Тибетского автономного района КНР Дзянпи Пункога: «Под руководством Коммунистической партии Тибет разительно изменился: есть политическое развитие, социальный прогресс, национальная сплоченность, прочность границ. Массы мирно живут и с радостью работают».
Как сообщает британский журнал «Тайм», 18 января Бюро общественной безопасности во Лхасе положило начало кампании «сильного удара» по преступности, осуществляя рейды по многим жилым районам, арендованным помещениям, гостиницам и гостевым домам, интернет-кафе и барам. Уже за первую неделю такой работы власти задержали 51 человека за «неопределенную криминальную деятельность», а еще 30 человек — за ограбление, проституцию, кражу. Два человека были задержаны за «реакционную музыку», которую нашли в их мобильных телефонах. Тайм отмечает, что цель кампании «сильный удар» — напугать тибетцев накануне 50-летия их восстания за независимость 1959 года.
В феврале, когда Далай-лама находился в Германии (там он получил приз немецких СМИ за 2008 год), он предупредил о возможных восстаниях в Тибетском автономном районе Китая. «Сегодня там очень много злобы, — отметил он. — Ситуация очень напряженная». Он сказал, что очень обеспокоен происходящим. Китайская служба безопасности арестовывает тибетцев, допрашивает и применяет пытки, иногда просто убивает в камерах.
Китайские власти решили запретить иностранцам по крайней мере до апреля въезжать на тибетские территории Китая (а это, кроме Тибетского автономного района, соседние провинции Сичуань, Ганьсу и Цинхай, где живут этнические тибетцы. Большинство населения ближайшей к границе с Тибетом территории Цинхай составляют тибетцы. Там проживает около половины из 6 млн. тибетцев страны. — Автор).
На просьбу посетить Лхасу журнал Time неоднократно получал отказ. Попытка китайских властей держать иностранных журналистов подальше от Тибета после прошлогодних беспорядков означает, что этнические тибетские территории Китая сейчас надежно заблокированы. Кроме того, Пекин решил сделать тибетцам новый праздник — 28 марта объявлено Днем освобождения, который будет знаменовать конец «системы феодального притеснения». Дело в том, что именно 28 марта исполняется 50 лет с того времени как духовный и политический лидер тибетского народа Далай-лама XIV после подавления тибетского восстания уехал в соседнюю Индию, где живет поныне.
Очевидно, провозглашение такого праздника в Тибете выглядит кощунством. «Те, кто будет праздновать 28 марта, насмехаются над 86 тысячами тибетцев, погибших во время народного восстания, — говорит Ульрих Делиус, референт по Азии Общества народов, находящихся под угрозой исчезновения. — Нет ни одной причины праздновать захват Тибета Китаем, что противоречило международному праву». По его мнению, 28 марта — это «черный день» в истории Тибета и Китая, ставший причиной бесконечных страданий.
Как отмечает Time, сегодня тибетцы живут под дулом автомата. Повсюду камеры, за ними пристально следит полиция. Тибетских детей заставляют в школе учиться только на китайском языке. Тибетцев заключают в тюрьмы за то, что они выставляют у себя в домах портрет Далай-ламы.
Поневоле вспоминаются советские времена, когда можно было «загреметь» в тюрьму за то, что у вас в доме на стене висел портрет Тараса Шевченко.
Справка «Дня»
Тибетское государство образовалось в VII веке, а в VIII обрело значительное влияние в регионе. В VIII—IX веках в стране распространился буддизм, с санскрита на тибетский язык переводились буддистские произведения. Стабильные и мирные отношения между Тибетом и Китаем установились в 822 году, когда во Лхасе был заключен договор между Тибетом и Китаем. В XVII веке Тибет стал теократическим государством, во главе которого стоял Далай-лама. В XVIII веке маньчжурские правители Китая имели влияние на всю Восточную и Центральную Азию, в том числе и на Тибет. Тибетский Далай-лама согласился быть духовным наставником маньчжурских императоров и иметь их покровительство и защиту. После Китайской революции 1911 года и низвержения маньчжурской династии в Китае императорские войска покинули Тибет. Это произошло в результате подписания двух китайско-тибетских договоров в августе и декабре 1912 года. Далай-лама XIII восстановил полную независимость Тибета, в 1913 году выпустил соответствующую декларацию и установил международные связи, в том числе с Великобританией, Российской империей и Китаем. В 1949 году Тибет был оккупирован войсками коммунистического Китая. В 1950 году духовный лидер тибетского народа Далай-лама XIV взял на себя всю политическую власть — он фактически возглавил государство и правительство. Через год было подписано тибетско-китайское соглашение, по которому Тибет стал частью Китая, хотя Тибету была гарантирована неприкосновенность его политических, религиозных и культурных учреждений.
«Великая стена» против сепаратизма
Пекин — за развитие и стабильность Тибета
Генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР, председатель Центрального военного совета Ху Цзиньтао, участвуя в групповой дискуссии представителей Тибетского автономного района в рамках ежегодной сессии ВСНП, подчеркнул необходимость обеспечения развития и стабильности в Тибете.
«Мы должны возвести прочную «Великую стену» для противостояния сепаратизму и обеспечения единства Родины, тем самым содействовать достижению долгосрочной стабильности в Тибете», — сказал руководитель Китая. Он призвал администрацию ТАР настойчиво претворять в жизнь политику центрального правительства относительно Тибета, уделять внимание обеспечению развития и стабильности, сделать скачок в социально-экономическом развитии, а также обеспечить национальную безопасность, социальную стабильность и повышение жизненного уровня населения.
Касаясь социально-экономического развития в Тибете, Ху Цзиньтао подчеркнул необходимость идти по пути развития с китайской спецификой, соответствующему реалиям Тибета, укреплять материальную основу строительства нового социалистического Тибета, чтобы представители всех национальностей могли воспользоваться плодами реформ и развития.
Вчера на очередной пресс-конференции официальный представитель МИД КНР Ма Чжаосюй заявил, что демократические реформы в Тибете послужили великим вкладом китайского народа, включая представителей тибетской национальности, в мировое дело защиты прав человека и продвижения в мире демократии и свободы.
Ма Чжаосюй также отметил, что в 1959 г. в Тибете начались демократические реформы, в ходе которых был ликвидирован феодально-крепостнический режим при единой светско-духовной власти, благодаря чему сотни тысяч закабаленных тибетцев получили истинную свободу.
«Демократические реформы в Тибете являются самыми обширными, самыми глубокими и самыми всесторонними социальными реформами в истории Тибета, таким образом был открыт новый путь процветания Тибета», — подчеркнул китайский дипломат. «За 50 лет после проведения демократических реформ наблюдались огромные перемены и большие успехи Тибета в политической, экономической, культурной и других сферах. Жители Тибета уже стали хозяевами своей земли», — добавил Ма Чжаосюй.
Официальный представитель МИД КНР также сообщил, что Китай призвал США отказаться от резолюции по Тибету. «Мы требуем от американских конгрессменов придерживаться основных принципов международных отношений и воздержаться от содействия принятию резолюции по Тибету», — сказал он на пресс-брифинге. Отвечая на просьбу журналистов прокомментировать выдвинутый конгрессменом США Рушем Холтом проект резолюции по Тибету, Ма Чжаосюй отметил: «Мы выражаем серьезную озабоченность в связи с этим сообщением». Он при этом отметил, что тибетский вопрос является исключительно внутренним делом Китая. Правительство и народ Китая всегда решительно выступают против вмешательства любых стран и лиц во внутреннее дело Китая под предлогом тибетского вопроса.