Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Тихие» выборы

Сенат Казахстана обновился наполовину
22 августа, 2011 - 20:43

Особенностью нынешней предвыборной кампании в верхнюю палату парламента Казахстана стало рекордное число граждан, выдвинувших свои кандидатуры, — 98 человек на имеющиеся 16 мест. И здесь важно отметить, что в Казахстане хорошо помнят, а главное — руководствуются Копенгагенским документом ОБСЕ еще от 1990 г. о том, что — стоит процитировать — «одним из основных гражданских и политических прав является право баллотироваться на выборные должности». Это к тому, что о настоящем документе, похоже, «забыли» не только у нас, но и даже в уважаемом Совете Европе, который почему-то не замечает, что украинский гражданин до сих пор лишен такого права на самовыдвижение.

Из самого названия понятно, что Сенат — это верхняя палата парламента Казахстана. Ее главное предназначение — гармонизировать интересы регионов в одной из территориально самых больших стран мира. К исключительной компетенции Сената относятся избрание и освобождение, по представлению Президента, председателя и членов Верховного суда, согласие на назначение председателя Нацбанка, генпрокурора, председателя Комитета нацбезопасности, а также вопросы снятия с этих должностных лиц неприкосновенности. В случае роспуска нижней палаты — Мажилиса — ее функции до новых выборов выполняет Сенат. И хотя обозреватели в шутку называют Сенат «сеймом рассудительных мудрецов», его депутатам, согласно конституции, извините за непарламентское выражение, не удается посачковать: голосовать должны только лично, в случае отсутствия на заседании даже комитета более трех раз несут предусмотренное дисциплинарное наказание. Сенат может выявить характер и убить законопроект, уже одобренный Мажилисом. Такое случилось совсем недавно, когда Сенат не согласился с принятым нижней палатой решением о направлении в Афганистан нескольких офицеров. И хотя они должны были бы выполнять сугубо технические функции (через Казахстан транспортируется снаряжение для войск НАТО), в обществе заволновались (несогласие, в частности, выразило общество ветеранов-афганцев).

Тридцать два члена Сената избираются от областей (по двое на каждую) да еще 15 назначает президент. Такое право главы государства конституция обусловливает «необходимостью обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и других значимых интересов общества». Казахстан — многонациональное государство, и поддержка междунационального мира и согласия за все 20 лет независимости была приоритетом, а теперь является и настоящей гордостью страны. Ассамблея народов Казахстана — представительский орган национальных обществ, в том числе и более 130 тыс. этнических украинцев — имеет свою квоту в Мажилисе. Председатель ЦИК Куандык Турганкулов и его заместитель Татьяна Охлопкова на вопрос, почему среди сенаторов до сих пор нет женщин, отвечают, что президент, возможно, своими назначениями обеспечит там гендерное равенство.

Каждые три года истекает 6-летний срок у половины депутатов Сената, поэтому проходят новые выборы. А они — непрямые: членов Сената избирают выборщики, которыми являются депутаты областных, городских и районных советов (на этих выборах в список выборщиков включили 3283 депутатов и почти 97% из них воспользовались правом голоса).

Кандидатов выдвигают местные советы (маслихаты) либо желающие пользуются правом самовыдвижения. Впрочем, для регистрации каждому нужно собрать не менее 10% голосов депутатов от общего числа депутатов области, но при условии, что не более четверти собранных голосов в поддержку выдвижения будет из одного маслихата. По закону, кандидат должен проживать в области, от которой баллотируется, не менее трех лет.

На финишную прямую по воле Центризбиркома вышли только 39. Среди причин отказа была и такая — несоответствие доходов кандидата его налоговой декларации. ЦИК отслеживает и попытки подкупа избирателей. «Таких случаев зафиксировано не было» — докладывает глава ЦИК Куандык Турганкулов. Поневоле переводишь на украинские выборы: у нас бы такая попытка заручиться поддержкой выборщика-депутата тянула бы не на пакет печальноизвестной гречки, а на целый поезд.

Государство предоставляет кандидату избирательный фонд, составляющий более 3 тыс. долларов, — на агитационные материалы, кандидату обеспечено время для выступлений на телевидении, радио и прессе. Но поскольку его прицельная аудитория — депутаты, то, понятно, традиционные избиратели мало осведомлены о ходе конкурентной борьбы.

Для победы кандидат должен получить 50% голосов выборщиков плюс один голос. Если победителя не окажется, проходит повторное голосование. В городе Астана, который имеет отдельное место в Сенате (26 выборщиков — депутаты городского совета), среди трех кандидатов был и самовыдвиженец — украинец Андрей Лапенко. Но ни одного голоса он не получил. Жаль, что ни он, ни его доверенные лица на голосование не появились, поэтому его амбиции выяснить не удалось...

По числу кандидатов впереди была правящая президентская партия «Нур Отан» (кандидаты которой еще поборолись на партийных «праймериз» — за право выдвигаться от партии), второй по численности была группа беспартийных, затем представители еще 4-х партий.

Как известно, правящая партия президента удерживает монополию в парламенте. Несмотря на реальную многопартийность и выбор на любой вкус, председатель ЦИК господин Турганкулов рассказал об одном из членов комиссии, который в настоящее время напряженно определяется: оставаться ли ему в рядах коммунистической партии или перейти во вновь созданную коммунистическую народную... Но и в президентской партии уже не скрывают усталости от реальной однопартийности, при этом жалуются на отсутствие идей у оппозиции. Даже больше, уже выдвинули идею образования коалиции с внепарламентскими партиями и готовы даже на следующих выборах отдать той определенное число мест в парламенте, даже если ближайший соперник не преодолеет определенный 7% барьер. Об этом мы говорили с третьим — после президента и главы партии — человеком в «Нур Отан», ее секретарем Ерланом Карином. Молодой и улыбчивый партийный функционер готов разговаривать на все темы и часто отмечает, что «вот здесь я скажу уже как политолог». Он не скрывает самоиронии, отвечая на вопрос об идеологии правящей партии: «Ну, у нас сначала создают партию, а затем думают, какую бы идеологию избрать. Сначала мы были центристами, потом социал-демократами, теперь опять центристами...». Для 15 млн. страны количество членов «Нур Отан» поражает — 850 тыс. и преимущественно женщины (правда, за полгода исключили 600). И здесь уже я иронизирую по поводу партийной дисциплины: недавно аким (то есть губернатор) одной области, член «Нур Отан» выдвинул трех однопартийцев на должности акимов районов, и... всех трех прокатили на голосовании депутаты районных советов, тоже члены правящей партии. Словом, внутрипартийной свободы хватает. В последнем послании к парламенту Президент Назарбаев говорил о политической модернизации. И господин Карин здесь озвучивает, по-видимому, одну из ближайших инициатив главы государства: возобновить Национальный совет республики, который будет вырабатывать предложения по всем государственным вопросам, куда бы вошли политические партии и общественные организации. А гражданское общество в Казахстане, нужно сказать, весьма развито: число существующих неправительственных организаций в разы превышает число, например, украинских, они действуют как в больших городах, так и селах, уже приобщаются к экспертизе государственных программ, получают правительственные гранты на решение неотложных социальных проблем на местах.

На вопрос о новой волне публикаций в иностранной прессе на уже избитую тему преемника Назарбаева с перечнем фамилий Ерлан Карин опять улыбается: «Это уже традиционно для августа, когда президент в отпуске и не появляется на публике. А он по-прежнему в замечательной физической и интеллектуальной форме. Что же касается наследника, то кто-то один не станет гарантом преемственности курса. Поэтому более важным является вопрос обеспечения именно преемственности курса».

Смена поколений уже реально происходит вплоть до наивысших ступеней власти Казахстана. Об этом детально в следующий раз.

Игорь СЛИСАРЕНКО, Киев—Астана—Киев, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ