«Даже если мы ошиблись, мы все равно избавились от угрозы режима, на совести которого нечеловеческие преступления и страдания людей. Уверен, что уже за это история нас простит». Таково коронное высказывание премьер-министра Великобритании Тони Блэра во время выступления перед американскими конгрессменами о войне в Ираке.
Визита Блэра в Вашингтон ожидали с нетерпением и большим интересом, хотя фон для пребывания Блэра в Штатах был далеко не лучший. В США сейчас разгорается скандал из-за неточностей в январском послании президента Буша, в котором Ирак был безосновательно обвинен в приобретении урана в Нигере. Никакого урана найдено не было, и Бушу приходится давать пояснения по поводу ошибки. Ранее подобные комментарии членам британского парламента давал Тони Блэр. Ни один из лидеров не признал себя ответственным за неточность. Поэтому в Вашингтоне ожидали, что выступление Блэра в Конгрессе в некоторой степени прольет свет на путаницу в разведывательных данных по Ираку. Ожидания не оправдались.
Ораторское мастерство британского руководителя не оставило равнодушным ни одного американского избранника, его 40-минутную речь 17 раз прерывали аплодисменты. Рукоплескали Блэру и правящие республиканцы, и ожесточенные критики администрации Буша — демократы. Выступление было перенасыщено комплиментами в адрес Вашингтона, едва ли не в каждой строке говорилось об американском могуществе и справедливости. «Никогда раньше сила Америки не была так необходима миру», — отметил Блэр. «Быть американцем означает быть свободным», — другой его реверанс. Более расплывчато звучали его комментарии по некоторым чувствительным и малоприятным темам. Прежде всего, он заявил, что история оправдает вторжение в Ирак даже в том случае, если в этой стране так и не найдут оружия массового уничтожения. Очевидным становится изменение акцентов: если ранее руководители Британии и США уверенно заявляли о наличии в Ираке оружия массового уничтожения, то теперь речь идет исключительно о деспотическом режиме Саддама Хусейна, с диктатурой которого нужно было покончить. Буша вчера прямо спросили: готов ли он взять на себя ответственность за сделанное ранее заявление? Президент США сумел уклониться от неудобного вопроса: «Я несу ответственность за задействование войск. Я несу ответственность за принятие серьезного решения по формированию коалиции для устранения Саддама Хусейна». Блэр добавил, что контакты в ядерной сфере между Нигером и Ираком не высосаны из пальца, поскольку еще в 80-х годах Багдад закупил у этой африканской страны 270 тонн урана.
Кроме всего, Блэр высоко оценил лидерские качества Буща и добавил, что Британия будет стоять с США плечом к плечу. По его словам, идея необходимости создания противовеса мощи Штатов старомодна. Однако при этом он призвал США «слушать и быть впереди», чтобы привлечь на свою сторону мир. Итак, «особые отношения», как после Второй мировой войны характеризуется в политологии связка Лондон — Вашингтон, постепенно приобретают черты одного из будущих центров мироустройства, пройдя уже не первое испытание (сначала была Югославия, по поводу которой у Западной Европы сомнений не возникало, а затем — Афганистан).