Открывшийся в столице Хорватии Загребе саммит государств, входящих в состав Европейского Союза, и руководителей шести балканских государств призван обозначить наступление новой эры во взаимоотношениях между Западной и Восточной Европой. Министр иностранных дел Франции назвал предстоящую встречу «саммитом воссоединения». Хозяйка саммита Хорватия предлагала даже расширить рамки участия в саммите за счет стран центральной Европы, имея в виду, очевидно, Венгрию, Чехию и Польшу, что возможно станет актуальным в будущем, когда Балканы также близко окажутся к членству в Евросоюзе. По сообщениям мировых информационных агентств, Европейский Союз намерен предложить балканским странам $4 млрд. сроком на пять лет. Эта финансовая помощь предназначена для ликвидации последствий военных действий, происходивших в регионе на протяжении последнего десятилетия.
Падение Милошевича не освободило Балканы от политических болезней, скорее, оно привело к их обострению. Югославия распалась, но эта дезинтеграция не является законченной. Воислав Коштуница был выбран президентом в Югославии, но его мандат поддерживает только Сербия:. Черногория,младший партнер Сербии в Югославской Федерации, в основном бойкотировала выборы, в то время как албанцы полностью их проигнорировали.
Югославия была недавно принята в ООН. Целый набор проблем остается не решенным: отношения между Сербией и Черногорией и статус Косово (не говоря о северной провинции Сербии, Воеводинн). Любое решение — любой намек на перемену — приведет к новым конфликтам из-за конфликтирующих требований суверенитета.
Каким бы притягательным не казалось решение проблем за счет проведения новых границ или основания новых единиц, эту головоломку нельзя решить в понятиях суверенитета. Это традиционное решение только обострит проблемы на Балканах. Необходим новый подход: Европейский Союз должен использовать перспективу европейской интеграции как способ стимулирования региональной итеграции.
ЕС мог бы стать магнитом в деле скрепления региона изнутри, за счет привлечения его ближе к Европе. Эта идея очень импонирует народам региона, но только ЕС может это реализовать. После вторжения НАТО в Косово европейские лидеры сделали этот подход краеугольным камнем своего видения Балкан. Это было закреплено официально в Пакте Стабильности, подписанном в Сараево в июле 1999 года.
Но Пакт Стабильности — это лишь скорлупа, которую необходимо наполнить содержанием. Подходящий для этого момент — конференция, созванная Францией, председательствующей в ЕС в Загребе. Европейский Союз должен предложить Балканам план из трех пунктов:
1. Таможенный союз с предпочтительным доступом к рынкам ЕС в течение одного года. Существующий таможенный союз между ЕС и Турцией мог бы послужить моделью. Как только все эти страны достигнут соглашения с ЕС, на Балканах автоматически установиться свободная торговля. Реализация этого займет какое-то время. Но для начала ЕС должен дать сигнал односторонним открытием своих границ для импорта из региона. Это не приведет к притеснению каких либо интересов ЕС, поскольку эти страны обладают меньше чем 1% рынка ЕС.
2. Единый региональный НДС вместо таможенных сборов должен быть установлен в течение двух лет. Разница в косвенных налогах, таких как НДС, является еще одним барьером для торговли. Региональные ставки НДС могут быть слегка увеличены, если удержание расходов будет недостаточным для покрытия утраченных тарифных сборов, из-за введения таможенного союза.
3. Временная бюджетная поддержка — по снижающейся схеме в течение трех лет как субъект надзора ЕС над бюджетными расходами. Поскольку сбор доходов от регионального НДС займет какое-то время, ЕС должно предоставить финансовую помощь на этот переходный период.
Регион, покрываемый этим планом, должен включить Болгарию, Хорватию, Албанию, а также Сербию, Боснию, Македонию, Черногорию и Косово. Участие Румынии и Молдовы необязательно. Болгарию и Хорватию стоит уговорить на участие в этом союзе, если, конечно, это не помешает их вступлению в членство ЕС В зависимости от страны, величина бюджетной поддержки может варьироваться. (Например Болгария, возможно, не нуждается в компенсации, благодаря большому количеству сборов, которые она уже ликвидировала).
По сравнению со стоимостью военного вмешательства и поддержки мирной ситуации, финансовые затраты очень низки. Я считаю, что 750 миллионов евро для первого года, 500 миллионов для второго и 250 миллионов — для третьего, вполне достаточно. (Если в союз войдут Румыния и Молдова, затраты будут слегка выше). Эти цифры вполне отвечают рамкам залогов, уже отведенных ЕС для Пакта Стабильности, и они вполне могут войти в рамки Берлинского Договора по бюджету ЕС на 2000 — 20005 гг., если члены государства ЕС договорятся о перераспределении неистраченных фондов. Бюджетная поддержка в контексте таможенного союза будет гораздо более эффективным способом распределения фондов ЕС, чем традиционные методы.
Эта программа из трех пунктов могла бы подготовить почву для экономического возрождения. Она могла бы ликвидировать два главных источника коррупции и неэффективности: таможенные услуги и неправильное употребление общественных фондов в целом. Немецкая марка, которая уже широко используется в регионе, теперь служит как фактически общая валюта. Любой запрет на ее использование должен быть устранен, чтобы аннулировать границы как препятствия для торговли и инвестиций.
Улучшенные экономические перспективы и усиление институтов, в свою очередь, имели бы позитивный эффект на политический климат по всему Балканскому региону.
Сербия уже наполовину вышла из пропасти. Успех в мирном смещении тирана привел в движение процесс национального обновления. Но у этого процесса еще долгая дорога впереди. Оппозиция получила в наследство страну-банкрота, чьи институты лежат в руинах. Население, разочарованное углубляющимся обеднением и изоляцией, начинает подвергать сомнению последние десять лет истории в Сербии. Народ спрашивает о преступлениях, совершенных режимом Милошевича против сербов. Они должны начать осознавать преступления, совершенные против других народов — в Хорватии, Боснии и Косово. Как только начнется этот процесс, многие проблемы, кажущиеся неразрешимыми сегодня — найдут свое решение.
Избрание Коштуницы в президенты Югославии можно приравнять к незавершенной революции — многие члены старой гвардии еще сидят на своих местах. Движущий момент, созданный смещением Милошевича, должен быть развит. Милошевич был свергнут в надежде на окончание изоляции Сербии. Теперь Европа должна выполнить свое обещание. Если французское председательство не сможет воспользоваться моментом на конференции в Загребе, будет упущен шанс исторического значения.