Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Труба в обход Босфора

У проекта Одесса—Броды—Плоцк — серьезный конкурент
4 сентября, 2006 - 18:48

Россия, похоже, в последнее время действует по принципу: куй железо, пока горячо. Есть спрос на ресурсы, надо их продавать. Москва все активнее берет в свои руки инициативу как главный поставщик энергоресурсов и транзитер и пытается всячески проникнуть на энергетический рынок Евросоюза. После закладки Северного газопровода Кремль сконцентрировал внимание на балканском направлении. Речь идет о трансбалканском нефтепроводе Бургас—Александруполис протяженностью 285 км с пропускной способностью 35 млн. тонн в год (возможно увеличение до 50 млн. тонн в год). Меморандум о сотрудничестве при реализации проекта строительства нефтепровода Бургас—Александруполис в обход Черного моря был подписан представителями правительств России, Греции и Болгарии в апреле 2005 года. Трехсторонний проект предполагает, что из Новороссийска нефть на танкерах будет доставляться в болгарский черноморский порт Бургас, затем по нефтепроводу в греческий Александруполис на Эгейском море и далее — на зарубежные рынки. Таким образом, топливо будет миновать турецкие проливы Босфор и Дарданеллы, что разгрузит эту оживленную транспортную артерию. Участники проекта также надеются, что новый маршрут позволит уменьшить транспортные издержки в среднем на 8 долларов в расчете на 1 баррель, а также снизить угрозу экологических катастроф. Стоимость проекта может составить $900 млн. ТНК —BP и «Газпром нефть» подписали соглашение об участии в объединенной компании с российской стороны для реализации этого проекта. Предполагается, что к проекту присоединится также НК «Роснефть». Кроме того, возможность участия в проекте рассматривает американская Chevron.

Новый импульс этому проекту должен дать начавшийся вчера визит президента России Владимира Путина в Болгарию и Грецию. Накануне помощник президента РФ Сергей Приходько выразил надежду, что визит российского президента в Афины поставит точку в интенсивных, но длительных переговорах экспертов по данному проекту и приблизит дату подписания межправительственного соглашения, параметры которого в ближайшее время будут согласованы. В Москве объясняют необходимость активизации данного трансбалканского нефтепровода сложившейся ситуацией в регионе. «Мы видим, что обостряется конкуренция за различные направления транспортировки нефти. Мы также видим, что осложняется ситуация, связанная с транспортировкой нефти через проливы Босфор и Дарданеллы, что у Турции есть опасения, вероятно, обоснованные, по поводу возможных негативных экологических последствий роста перевозок нефти через проливы», — пояснил С.Приходько. Со своей стороны, Болгария и Греция заинтересованы в потреблении и транзите российских энергоносителей. Греция ежегодно покрывает более 80% своих потребностей в природном газе и примерно 30% потребностей в нефти за счет поставок из России. С.Приходько признал, что ходе визита президента РФ может быть поднята тема расширения участия российских энергетических компаний в проектах непосредственно на территории Греции. Как известно, Россия настаивает в переговорах с ЕС именно на том, чтобы российские компании смогли проникнуть на энергорынок стран евросообщества. Похоже, Греция и Болгария станут первыми странами, где России удастся достичь этого.

Как этот проект может повлиять на проект строительства нефтепровода Одесса—Броды— Плоцк, в котором заинтересована Украина и Польща? Об этом читайте в комментарии украинского эксперта.

КОММЕНТАРИЙ

Михаил ГОНЧАР, вице-президент фонда «Стратегия-1»:

— Фактически все проекты, которые сейчас реализуются в Черноморском регионе и связаны с транзитом энергоносителей с восточного берега Черного моря в направлении рынка Европейского Союза, развиваются в условиях конкурентной среды. И в случае, когда мы говорим о конкурентности тех или иных проектов, целесообразнее говорить о конкуренции за первичные ресурсы нефти, которые есть в реальном масштабе времени на ближайшие годы. Потом по мере того, как будут развиваться проекты добычи, в первую очередь, в Каспийском регионе, Казахстане, такой конкурентности проектов не будет. На данном этапе кто быстрее, активнее всех реализует тот или иной проект, тот и выиграет. В этом контексте проекты Одесса—Броды—Плоцк и Бургас— Александруполис являются конк урентными. У них есть сфера, где они конкурируют — первичный ресурс нефти на начальных этапах развития тех или иных добывающих проектов.

Бургас—Александруполис имеет довольно долгую историю с начала 1990-х годов, когда появился проект каспийского трубопроводного консорциума Тенгиз—Новороссийск. Вскоре после этого появился проект Бургас—Александруполис. Сейчас этот проект не зря получает такие преференции, такую фору в развитии. Потому что инициаторы этого проекта видят проблемы, возникшие на пути реализации проекта нефтепровода Одесса—Броды. Это реверс в 2004 году, а сейчас — определенные политические риски, неопределенность ситуации в Украине с дальнейшим развитием проекта. Все это дает фору конкурентным проектам. Поэтому в такой ситуации Украина и Польша могут либо вместе выиграть, либо вместе проиграть. В российско- болгарском проекте роль промоутера, главного лоббиста играет Россия. Она имеет нефтяной и финансовый ресурс для реализации этого проекта. Россияне за последний год достигли серьезного продвижения относительно налаживания вопросов, связанных с правовыми, организационными аспектами реализации этого проекта. И не случайно визит российского президента проходит с целью завершения политического этапа — предоставление серьезной политической поддержки проекту и выведение всего на организационно-правовой этап, чтобы в следующем году выйти на этап реализации.

В нашем случае, если иногда звучат высказывания, что нужно еще подождать с аверсом Одесса—Броды, подумать, стоит ли его достраивать до Плоцка, — тем самым мы даем дополнительные шансы для реализации конкурентных проектов. Потому что компании, работающие в регионе Каспия, будут пользоваться возникшей инфраструктурой. Эти проторенные нефтяные тропы будут превращаться в серьезные нефтяные потоки. Будем мы тянуть с дальнейшим этапом реализации Одесса—Броды с развитием его на Плоцк, тогда этот проект чем дальше, тем больше будут учитывать.

Сейчас существует польско- украинское межправительственное соглашение относительно этого проекта. Есть бизнес- план. Сейчас должно быть согласовано и подписано новое межправительственное соглашение по реализации инвестиций в достройку нефтепровода из Бродов в Плоцк. Должны быть подтверждены гарантии потребления на польском рынке каспийской нефти и начаться этап по согласованию относительно землеотведения с тем, чтобы в следующем году выйти на этап строительства.

В данном случае Украина и Польша играют при общей поддержке ЕС. В этом контексте ЕС нуждается в новой инфраструктуре для транспортировки энергоресурсов, поэтому, соответственно, с этой стороны идет поддержка этому проекту. Но существуют понятные опасения польской стороны относительно некоторой политической неопределенности, связанной с перспективами украинской политики. И это объективно тормозит дальнейшее развертывание проекта. Потому что в конечном итоге поляки не хотят оказаться в ситуации, когда маршрут Одесса—Броды— Плоцк, который по своей сути должен стать альтернативным, дополнительным маршрутом доставки в Польшу каспийской нефти, мог превратиться в еще один маршрут зависимости. Когда Украина будет проводить несамостоятельную политику, а учитывая интересы «большого брата». Понятно, что кто угодно на месте поляков тоже этого не хотел бы. Этот проект должен быть выгодным всем сторонам. Здесь нет того призрака, которым часто пугают, что мол, этот проект против России. Если маршрут не проходит через Россию, то это не означает, что он против России. Тем более, что нефть по нему не идет в замещение российской, а идет в дополнение.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ