Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Туджман или Милошевич?

1 декабря, 1999 - 00:00

О первом президенте независимой Хорватии Франьо Туджмане и президенте Югославии Слободане Милошевиче журналисты нередко писали, что они похожи, как братья-близнецы. И действительно — обоим, по-видимому, нравилось править в условиях чрезвычайных ситуаций, обоих раздражал сам факт существования оппозиции — я уже не говорю о претензиях оппозиционеров на власть, оба пытались сделать все возможное, чтобы в их странах не было свободной прессы: в Югославии редакторов независимых изданий просто убивали, в Хорватии единственную независимую газету финансировал фонд Сороса... И Туджман, и Милошевич чувствовали себя «отцами нации» и, вместе с тем, бесцеремонно заботились об интересах собственных семей... Да, все так.

Однако сейчас в Хорватии эпоха Туджмана заканчивается. Давно болеющий президент в таком состоянии, что даже укомплектованный большинством его сторонников парламент был вынужден признать Туджмана временно недееспособным и передать его функции своему спикеру. Наблюдатели подводят итоги туджмановского десятилетия в хорватской истории. И что же оказывается? На следующих парламентских — но, скорее всего, президентских выборах — ожидают победы представителей оппозиции. Более того — нынешних лидеров правящей партии также считают цивилизованными европейскими политиками, у которых нет диктаторских наклонностей. Хорватии осталось только перевернуть туджмановскую страницу и поспешить в Европу. Да, первый президент был авторитарной личностью. Однако жил он не по принципу «после меня — хотя потоп»...

А вот что оставит сербам Милошевич? Страну, очень запущенную, больную, с подорванной международной репутацией. Серых соратников, каждый из которых мечтает стать «маленьким Милошевичем». Непопулярную оппозицию, некоторые представители которой пугают не меньше самого югославского президента...

Страну, вечно беременную бунтом...

Это в Центральной Европе выбор между социал-демократами и либералами. В Южной и Восточной — вечный выбор между Туджманом и Милошевичем. В обществе слишком привыкшем к авторитаризму, чтобы противопоставить ему демократию, самое главное — как отнесется к вверенной ему стране ее очередной «отец».

Украина свой географический выбор сделала. Мы не в центре, это уже ясно. Дай Бог, чтобы на Востоке, а не в Евразии. Однако теперь нам — даже и не нам, а нашей элите — положено сделать выбор не менее ответственный.

Выбор между Туджманом и Милошевичем.

Виталий ПОРТНИКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ