На страницах норвежского портала Aldrimer.no появилась информация, согласно которой норвежским разведслужбам стало известно, что российские бойцы спецназа проводили на территории материковой части Норвегии и архипелага Шпицберген разведку на местности и изучали важные объекты инфраструктуры. При этом в континентальной Норвегии они действовали в штатском. Нахождение российских военных в Норвегии связывают с учениями Северного флота России у норвежского побережья. Данные были переданы норвежцам американцами, чьи самолеты-разведчики будто бы сделали фотографии, фиксирующие деятельность российского спецназа. Сами фотографии пока что не опубликованы. В Министерстве обороны Норвегии от каких-либо комментариев по поводу «российских спецназовцев» отказались. Российское же посольство в Норвегии через три дня после появления скандальной информации выступило с ее опровержением: «Изложенная в статье Aldrimer.no 27 сентября 2019 года информация о якобы действиях российского спецназа на Шпицбергене является фейком. Не можем характеризовать ее иначе, как грубую провокацию. Рассматриваем публикацию как часть ведущейся в Норвегии определенными кругами системной работы по насаждению образа врага в лице России. Не исключаем также, что данный вброс является неуклюжей попыткой оправдания выделения дополнительных ресурсов на борьбу с «российской угрозой» в преддверии представления в октябре оборонного бюджета и рекомендаций к долгосрочному плану развития вооруженных сил. Считаем подобные методы не соответствующими журналистской этике».
К информации норвежского портала, действительно, возникает много вопросов. Как американские разведчики по фото определили, что неизвестные в штатском на норвежском побережье — это именно российские спецназовцы, а не местные обыватели. И зачем сейчас проводить разведку на местности, когда можно провести ее съемку с высоким разрешением из космоса. И, как справедливо утверждает российский военный эксперт Михаил Ходаренок, «если бы на территории Норвегии был реально зафиксирован факт присутствия российских подразделений ССО, то это, по меньшей мере, со стороны Осло должно быть расценено как военное вторжение иностранного государства со всеми вытекающими отсюда последствиями — вплоть до объявления войны Российской Федерации и задействования статьи 5 Устава НАТО о коллективной безопасности». Ничего подобного до сих пор не произошло.
Казалось бы, все указывает на то, что история с российскими спецназовцами на Шпицбергене и в материковой части Норвегии — это фейк, неизвестно кем вброшенный. Однако тут есть о дно «но». Военный обозреватель газеты «Комсомольская правда» и бывший пресс-секретарь министра обороны России Игоря Родионова, доверенное лицо президента Владимира Путина на президентских выборах, отставной полковник Виктор Баранец в интервью информационному агентству URA.RU, еще до того, как российское посольство в Норвегии объявило данную новость фейком, заявил буквально следующее: «Есть международный договор между Россией и нашим соседом о двойном использовании природных богатств Шпицбергена. Там работает наша компания, наши шахтеры и другие специалисты. Естественно, эти люди обязаны находиться в безопасности, и я не исключаю, что там есть частное охранное предприятие, которое за этим следит». Хотя Баранец тут же оговорился, что, по его мнению, «слух о нахождении российских силовиков на территории Норвегии пустили политические провокаторы, которые «пытаются столкнуть нас лбами». Тут, правда, возникает законный вопрос: каким образом сотрудники гипотетического российского ЧОПа на Шпицбергене могли оказаться в материковой части Норвегии и что они там делали. Но в словах Баранца, как представляется, содержится плодотворная дебютная идея. Виктор Николаевич — выходец из города Барвенково Харьковской области, человек весьма осведомленный и тесно связанный с российским Министерством обороны. Близок он и к нынешнему министру обороны Сергею Шойгу, так как сыграл определенную роль в смещении его предшественника Анатолия Сердюкова. У Баранца даже есть книга под недвусмысленным и не без оттенка гордости названием «Армия России: Защитница или жертва? Как мы снимали Сердюкова». И его слова о частном охранном предприятии отнюдь не кажутся пустым звуком. Напомню, что имя одного такого российского ЧОПа у всех на слуху. Это — частная военная компания «Вагнер». Вербовка в эту ЧВК, равно как и вербовка российских добровольцев-наемников для войны в Донбассе, проходила под видом вербовки в некое частное охранное предприятие, работа в котором, однако, предусматривала для сотрудников длительные зарубежные командировки. Не исключено, что на Шпицбергене и в континентальной Норвегии действительно появились сотрудники ЧВК «Вагнер» или какого-то другого аналогичного ЧВК. Ведь большинство вагнеровцев — это бывшие или действующие спецназовцы.
И с утверждением насчет того, что местность на Шпицбергене и в остальной Норвегии проще изучать с помощью аэро— и космической съемки, можно поспорить. Да, в подавляющем большинстве случаев для изучения той или иной местности хватает снимков из космоса, и на них порой можно различить такие детали, которые наблюдатель, находящийся на земле, не в состоянии заметить. Но бывают случаи, когда необходимо непосредственное присутствие человека рядом с тем или иным объектом для его разведки. Это, в частности, весьма желательно тогда, когда данному человеку в будущем придется взорвать или каким-либо иным образом уничтожить указанный объект. Тогда одними снимками не обойдешься, необходимо личное присутствие, чтобы изучить систему охраны объекта и подступы к нему, продумать, как именно его надо будет уничтожить. А одна из главных задач Сил специальных операций любой страны, как известно, -это проведение диверсий. Поэтому нельзя сказать, что информация, распространенная норвежским порталом, является абсурдной, хотя ее правдоподобность сама по себе не доказывает ее достоверность.
Зададимся также вопросом, откуда могла быть поучена данная информация. Если ее первоисточником на самом деле является американская разведка, то, скорее всего, она получена не посредством фотосъемки с самолета или спутника, а с помощью радиоперехвата или взлома компьютерных сетей. При этом российские спецназовцы, если они действительно побывали в континентальной Норвегии, должны были быть не только в штатском и без оружия, но и с легально проставленными действующими норвежскими визами. Однако вполне возможно, что мы действительно имеем дело с дезинформацией, причем ее первоисточники не обязательно находятся в Норвегии или США. Они могут и находиться и в России. В этом случае наиболее вероятная цель дезинформации — шантаж правительства Норвегии и норвежской общественности. Не секрет, что Россия хотела бы использовать порты Шпицбернена для Северного морского пути, но Осло пока что противится этому. Вот в Москве и могут попытаться надавить на норвежцев, намекнув, что если они не будут сговорчивыми, то те же норвежские объекты, как на Шпицбергене, так и на материке, могут пострадать от взрывов и пожаров неизвестного происхождения.